Умерли со скуки: шоу о живых покойниках стало интереснее велогонок в Стрельне

Автор фото: архив "ДП"
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Петродворцовый район речь зашла о стрельнинском циклодроме.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".

Новомодный транспорт

Одним из повальных увлечений начала XX века был велосипед. На них катались все: от императора России до разночинцев. Вот, к примеру, как описывает увлечение велосипедом известнейшая балерина Матильда Кшесинская, которая научилась кататься именно в Стрельне:
"В то лето я стала увлекаться ездой на велосипеде, — вспоминала потом Кшесинская. — и больше всего любила кататься по нижней парковой дороге, которая шла от Стрельны до Петергофа, мимо Михайловки… В Михайловке я обыкновенно встречала великого князя Михаила Николаевича, который гулял по своему парку. Он всегда меня останавливал, очень мило со мною беседовал и заставлял делать на велосипеде восьмёрки, которые не всегда хорошо у меня удавались".
Сейчас велосипеды для нас привычны и обыденны, а тогда это было потрясающей модной технической новинкой, и спортивные состязания с участием велосипедистов приковывали к себе много внимания. А там, где есть внимание — появится и бизнес.
Интересно сравнить цены на велосипеды тогда и сейчас. В каталогах начала ХХ века были представлены велосипеды различных фирм и их стоимость. Так, велосипед английский "Газель", рассчитанный на российские дороги, оценивался в 175 рублей (примерно 28,5 тысяч на наши деньги). Тандем, очень популярный и распространённый тогда, стоил 300 рублей (почти 49 тысяч).
Но на улицах Петербурга велосипедистам было тесно, они страдали от соседства с извозчиками, конкой, а затем с трамваями и автомобилями. Кроме того, велосипедистам строжайше воспрещалось появляться в Летнем саду и на части Невского проспекта от Александровского сада до Полицейского моста (то есть от Адмиралтейства до Мойки). Кажется, сегодня так же себя чувствуют и пользователи электросамокатов.
Требовалось и наличие костюма, не обращающего на себя внимание публики. Для спортсменов отводились специальные места на Марсовом поле и у Михайловского манежа. Поэтому неудивительно, что питерские спортсмены устремлялись в пригороды, а также на специальные велосипедные треки, которые с помощью крупных коммерсантов устраивались для тренировок и соревнований. Вот один из таких популярных велотреков, или по-старому "циклодромов", был организован в Петродворцовом районе, в Стрельне.

Стрельнинский циклодром

Близ Стрельны, в Нижней колонии, где жили немцы-колонисты, они устроили свой циклодром — один из самых больших в Петербурге и пригородах. Земельный участок предоставил один из немецких колонистов. Да, в Стрельне была немецкая колония, с переселенцами из Германии.
Трек был построен на углу Волхонского и Нарвского шоссе. Строительство собственного циклодрома обошлось местному сообществу во внушительные восемь тысяч рублей (чуть более 13 миллионов на сегодняшние деньги).
Однако результат оправдал ожидания. Новый циклодром, ограждённый по периметру дощатым забором, занимал площадь в 2 500 кв. саженей. Длина дорожки, сделанной из шлака и песка, составляла полверсты (это примерно 533 метра), и, по отзывам велогонщиков, являлась одной из лучших в России.
Площадка помимо велосостязаний была способна принимать и представителей иных видов спорта: лёгкая атлетика, гимнастические упражнения, крокет, лаун-теннис и, конечно же, футбол. Дело в том, что вход на циклодром в дни велосипедных соревнований стоил 1 рубль (сейчас это примерно 1600 рублей). Чтобы публика понимала, за что она заплатила такие деньги, ей предлагали и другие спортивные развлечения.
Спорт — спортом, но надо же как-то и окупать затраты на строительство циклодрома. Поэтому кроме самого спортивного объекта рядом с ним построили большое помещение для собраний и танцевальных вечеров, а также летний театр, пользовавшийся успехом у публики. Играл духовой оркестр, устраивались праздники, зажигались фейерверки.
Стрельнинский циклодром стал местом, где не только проходили велогонки, но, и культурным центром южных пригородов столицы, где жило интеллигентное дачное общество, жадное до всевозможных развлечений и увеселений. Следовательно, готовых тратить деньги на эти увеселения и развлечения.
Большой успех, сопровождавший первые годы функционирования, продолжался весьма недолго. Отчасти это было связано с возрастающей конкуренцией со стороны других видов спорта и, прежде всего, более скоростных средств передвижения — автомобилей. С другой стороны, велосипедные гонки приелись зрителям. Особенно когда спортивные федерации решили, что не велосипедисты для публики, а публика для велосипедистов.
Как отмечал журнал "Циклист" за 1900 год у устроителей гонок выражалось нежелание разделения гонщиков на классы по уровню мастерства, что негативно сказывалось на уровне соревнований и, как следствие, на интересе публики. "Последняя зачастую умирала со скуки, спасаясь в буфетах, а то и просто покидала гонки, не выдерживая томительно скучного и бесконечного заезда".
Ещё цитата из этого журнала: "С велосипедными гонками дело швах. Велодром прогорел. Стрельна также. Озерковский трек спит. Царскосельский раскрошился. Во всех обществах и у всех антрепренеров — отсутствие денежных знаков! Все наши велодромы погибли только из-за гг. гонщиков, которые в последнее время не гонялись для получения призов, а совершали прогулки по треку, во время которых рассуждали, кому взять первый или второй приз".

Театральная вешалка вместо велосипедов

Нельзя сказать, что стрельнинское общество ничего не предпринимало для исправления ситуации. В первую очередь были найдены источники для покрытия образовавшегося долга: большую часть взял на себя один из состоятельных членов общества, оставшуюся предполагалось постепенно гасить из текущих доходов.
Был сформирован новый состав правления и начат поиск способов привлечения на циклодром публики. Главная ставка была сделана на театр. Специальное помещение для него было построено одновременно с циклодромом, но долгое время театральные постановки находились на вторых ролях, уступая трековым велогонкам.
Теперь же, когда они фактически перестали проводиться, вернуть интерес публики к циклодрому были призваны театральные актеры. С этой целью в 1902 году Стрельнинское общество вошло в соглашение с группой драматических актеров под управлением режиссёра Карского и оперных певцов под управлением известного артиста, баса Ткачёва.
Предполагалось, что драматические спектакли будут демонстрироваться по четвергам и воскресеньям, а оперные — по вторникам. Субботы отводились для проведения семейно-танцевальных вечеров с оперными дивертисментами, сопровождавшиеся иллюминацией и полуночными фейерверками на тему "состязания драконов". Однако финансового благополучия циклодром так и не добился.
В газете "Котлин" от 1902 года есть интересная заметка: "Плач стоит на Волхонке. Театру, положительно не везёт, и г. Крылову, антрепренеру оного, приходится ликвидировать дело. Военный оркестр сидит без денег. Спектакль 18-го июня отменили. В буфете нельзя было достать ничего буквально: ни масла, ни сыра, ни яиц, ни телятины, ни колбасы, ни папирос"
Тем не менее, администрация Общества продолжала попытки вернуть ситуацию в нормальное русло. Но недоставало главного — прежнего успеха и популярности трековых гонок у публики. И с каждым последующим годом ситуация усугублялась.
"Поставленный в "Циклодроме" 20-го июня фарс "Живые покойники или жена с того света" прошёл гладко и весело, после чего состоялись оживлённые танцы. Состоявшиеся в воскресенье большие велосипедно-моторные гонки с участием чемпиона Петербурга К. Гатцука, и второй день международного чемпионата французской борьбы на приз, несмотря на оркестр военной музыки, не привлекли особенно публики", — писала газета "Дачник" в 1909 году.

Забвение

Велотрек решили сделать местом для проведение народных гуляний и благотворительных мероприятий. И, как не парадоксально, какое-то время эта затея имела успех. Стрельнинский циклодром собирал неплохую кассу на проведении подобных вечеров. Не забывал он и про велогонки. К началу Первой мировой войны в расписании работы стрельнинского велотрека вновь появляются велогонки. И публика опять начинает ходить на них. И вроде бы спортивная жизнь на циклодроме начинает приносить прибыль, но в 1914 году случается Первая мировая война.
Циклодром просуществовал до окончания войны. Потом, в революцию, на нём случился пожар, а после он был разобран.
Сейчас от площадки не осталось и следа. Но если вы будете ехать в Стрельну на машине по Волхонскому шоссе, то при подъезде к посёлку, перед рекой Стрелкой, обратите внимание на автозаправочную станцию, которая будет по ходу движения с левой стороны. На этом месте когда-то был знаменитый циклодром, который принимал лучших гонщиков со всей России и стран Европы.