В день российской печати "ДП" решил поразмышлять о том, сколько ещё просуществуют бумажные газеты. Спойлер: довольно долго.
По данным Российской национальной библиотеки, в первом полугодии 2024 года в Петербурге выходило 390 печатных газет со средним разовым тиражом 5,9 млн экземпляров. Всего за полгода вышло 3085 номеров газет, а общий годовой тираж составил 92,9 млн экземпляров.
Из года в год число экземпляров выпускаемых газет в городе сокращается. Для сравнения: в 2023 году выходило 302 газеты, но их общий средний тираж составлял 7,4 млн экземпляров.
По информации Российской книжной палаты, последний рост тиражей газет в России наблюдался в 2013 году — тогда за год напечатали 9,5 млрд экземпляров. Суммарно за 2023 год общий годовой тираж газет в стране составил около 3,5 млрд экземпляров — на 11,5% меньше, чем годом ранее.
Несмотря на падение тиражей, печатные СМИ продолжают жить и расти, совмещая офлайн–формат с онлайном.
Сколько зарабатывают журналисты
Средние зарплаты журналистов в Петербурге варьируются в пределах от 60 тыс. до 115 тыс. рублей.
В пресс–службе сервиса Superjob "ДП" рассказали, что вакансий в сфере "СМИ, издательства" в Петербурге за год стало на 8% больше. Число резюме при этом выросло незначительно — на 2%.
По данным компании, средняя зарплата петербургских журналистов — 75 тыс. рублей на руки. Редакторы рубрик в среднем получают 80 тыс. рублей. Максимальный заработок на обоих позициях — 150 тыс. рублей. Темп прироста средней рыночной оплаты труда составляет 7% в год.
По словам руководителя пресс–службы hh.ru СЗФО и ЦФО Марии Бузуновой, в среднем по сфере медианная предлагаемая зарплата выросла до 79,8 тыс. рублей. Это на 9,8 тыс. рублей больше, чем год назад, и на 15,4 тыс. больше, чем в конце 2023 года.
Петербургские журналисты и корреспонденты в среднем получали в конце 2024 года 60 тыс. рублей, копирайтеры, редакторы и корректоры — 60,5 тыс. рублей. Зарплата у видеооператоров и видеомонтажёров — 64,9 тыс. рублей, у продюсеров — 80 тыс. Больше всего в массмедиа зарабатывают арт–директора и креативные директора — около 100 тыс. рублей.
“
"Важный тренд последних лет: в вакансиях журналистов и других сотрудников СМИ всё чаще внедряются маркетинговые скиллы, умение работать с нейросетями (+29% упоминаний в вакансиях журналистов за год) и понимать диджитал–маркетинг (+20% упоминаний за год). Таким образом, работа в медиасфере усложняется всё сильнее и принимает новые формы. При этом не всегда в таких вакансиях предлагаемый доход выше, чем в обычных", — добавляет Мария Бузунова.
Официальная статистика представляет журналистские зарплаты в куда более оптимистичном свете. В пресс–службе Петростата корреспонденту "ДП" рассказали, что средняя зарплата работников по профессиональным группам формируется на основе выборочного обследования организаций (кроме малого бизнеса) по форме № 57–Т. Такое обследование проводится раз в 2 года в октябре, последнее состоялось в 2023 году. По его данным, средняя зарплата журналистов в Петербурге в октябре 2023 года составила 115,5 тыс. рублей. Более актуальные данные мы, видимо, узнаем будущей осенью.
Почему печатные СМИ не умирают
В профессиональных кругах уже много лет идёт дискуссия о том, умрут ли печатные СМИ и когда именно это произойдёт. Одни предсказывают, что не за горами полный переход журналистики в онлайн–формат, другие уверены, что этого не случится даже в ближайшие десятилетия. В пользу этого есть несколько весомых аргументов.
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина напоминает, что печатные СМИ всё ещё сохраняют функцию публикатора законов и сообщений о банкротствах. Кроме того, существует много СМИ, субсидируемых через различные программы поддержки. Наконец, в последнее время сократился инструментарий цифровой рекламы и бизнес вспомнил о традиционных форматах. Для определённых сегментов аудитории это по–прежнему важный источник информации, которому доверяют.
“
"Полного перехода при своей жизни увидеть пока не ожидаю. Вряд ли Петербург, колыбель трёх революций, совершит четвёртую и заменит бумагу цифровыми носителями. Недавно президент сказал о важности бумаги и печати в целом. И я вижу, что многие коллеги этим вдохновились. А пока есть люди, которые готовы вкладывать силы и душу в производство газет и журналов, они будут жить. Вместе со своей аудиторией", — комментирует Камилла Нигматуллина.
Аналитика показывает, что качественные печатные СМИ Петербурга как деловой, так и развлекательной тематики даже увеличивают количество читателей. По данным Mediascope, некоторые издания в 2024 году прибавили 4%, другие — свыше 10% в охвате аудитории. Это совпадает с оценками экспертов аналитической системы СКАН "Интерфакс" и представителей Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), обсуждавших тренд на рост именно бумажного сегмента периодики.
"Особенно неплохо себя чувствуют печатные СМИ развлекательной тематики в формате еженедельных или ежемесячных журналов. Очевидно, что массовый потребитель хочет получать положительный, лёгкий контент, не связанный только с драматическими новостями экономики и геополитики", — отмечает доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Андрей Шаромов.
Эксперт прогнозирует, что полного перехода СМИ в онлайн–формат ни в среднесрочной, ни в отдалённой перспективе не будет. Публикации в бумажной версии газеты или журнала репутационно более значимы для автора и для бизнеса, чем онлайн.
“
"Издание на бумаге даёт другой пользовательский опыт, это престижно. Печатный журнал можно принести на конференцию, раздать участникам. Это хороший инструмент нетворкинга, а не только источник информации. С появлением кино театр никуда не исчез, а билеты на балет “Щелкунчик” в исполнении живых артистов всегда пользуются ажиотажным спросом, несмотря на то что в интернете можно смотреть десятки, если не сотни отличных постановок разных балетных трупп. Посещение оперы и балета в офлайне даёт другой пользовательский опыт, который сохраняет ценность для потребителей. Аналогия очень близкая к рынку СМИ, поэтому слухи о смерти печатных изданий я считаю сильно преувеличенными", — объясняет Андрей Шаромов.