Российская индустрия разработки компьютерных игр и киберспорта может не пережить нового витка запретов.
Внесённый в декабре 2024 года в Госдуму законопроект о регулировании индустрии видеоигр в России продолжает бурно обсуждаться. Он предполагает блокировку доступа пользователей к запрещённому контенту и введение категорий для игр в зависимости от содержания.
Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин при этом подчеркнул, что полного запрета игр ждать не стоит. "Речь идёт именно о защите детей от деструктивного контента в интернете и видеоиграх, от пропаганды там информации, запрещённой на территории нашей страны", — отметил он в своём telegram–канале.
Однако профессиональное сообщество охвачено тревогой.
“
"Проблема насилия в видеоиграх в значительной степени преувеличена. Об этом говорят как компетентные психологи, так и учёные. В своей книге “Лучшее в нас” выдающийся канадский исследователь Стивен Пинкер приводит ссылки на работы, доказывающие, что игры являются ключевым фактором снижения насилия в обществе", — подчёркивает основатель студии Vengeance Games преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов.
Руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников напоминает, что многие жанры включают элементы насилия. Их запрет приведёт к исчезновению целых сегментов рынка.
“
"Оставшиеся в России разработчики в случае запрета могут начать переносить свои студии в регионы с более мягким регулированием, что приведёт к утечке талантов и капитала и окончательно добьёт остатки такого производства в России", — подчёркивает он.
Константин Сахнов убеждён, что любые серьёзные запреты в играх приведут к переходу запрещённых продуктов в серую зону, развитию пиратства и снижению налоговых поступлений в бюджет.
"По поручению президента государство приложило определённые усилия для создания новой индустрии разработки игр. Немалую роль сыграли оставшиеся в России члены профессионального сообщества и учебные заведения. Поэтому так важно, чтобы любые ограничения были точечными, нацеленными исключительно на продукты, пропагандирующие антироссийскую идеологию или явное насилие, но не массовыми", — добавляет он.
Василий Овчинников также предупреждает о неминуемом уроне, который может понести российский киберспорт. Многие популярные киберспортивные игры, такие как Counter–Strike, содержат элементы насилия. Их запрет может уничтожить целые направления. Спонсоры и организаторы турниров понесут убытки.
“
"Чтобы законодательные инициативы оказали исключительно положительный эффект, я призываю к проведению консультаций с представителями индустрии. У нас есть ряд признанных экспертов и профессиональные ассоциации, которые умеют говорить с представителями государства на одном языке", — уверен Сахнов.