НПП "Авиационная и морская электроника" и НИИ резиновых покрытий объединились под общим руководством.
Возглавивший обе компании Александр Митянин будет управлять бизнес–группой, компании которой сотрудничают со столичной группой "Динамика", заявившей о планах строительства в Петербурге гибридных круизных судов.
Внутригрупповая кооперация
Пост генерального директора НПП "Авиационная и морская электроника" (АМЭ) Александр Митянин занимает с 2021 года. Такой же пост в НИИ резиновых покрытий и изделий (НИИРПИ) он занял в конце 2024–го, после того как АМЭ учредила в Петербурге ООО "Судостроительный завод “Ладога”", 29% которого принадлежат Кириллу Дыбко, руководителю московского АО "Группа компаний “Динамика”". Это крупная управляющая компания с выручкой 2,5 млрд рублей за 2023 год, партнёр "Ростеха" в ряде проектов.
Представитель "Динамики" подтвердил партнёрские отношения с НИИРПИ, но рассказывать о конкретных проектах не захотел.
"В состав группы компаний “Динамика” входит большое количество активов с широкой номенклатурой изготавливаемой продукции и компетенциями. Внутригрупповая кооперация — стратегическое направление развития компании. Поэтому АО “НИИРПИ” как с точки зрения заказчика, так и с точки зрения подрядчика постоянно участвует в деятельности группы", — сообщил автору текста представитель "Динамики".
На вопрос об успехах новой компании СЗ "Ладога" он ответил уклончиво: "Идёт обсуждение участия в процедурах выбора исполнителей различных проектов от разных заказчиков".
В декабре представитель "Динамики" заявил о том, что "Ладога" учреждена для строительства в Петербурге гибридных круизных судов проекта PV20S. Такой опыт уже имеется у управляющего партнёра СЗ "Ладога" Захара Сидоренко (20%) — их строил принадлежащий ему судостроительный завод "Ростр" из Новой Ладоги для севастопольского государственного предприятия.
По словам представителя "Динамики", новый проект предполагается начать с разработки корабельных камбузов. Это модная для петербургских судостроителей тема — буквально несколько дней назад о начале производства камбузного оборудования в Рощино заявил совладелец и генеральный директор ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков.
Участники рынка уверены, что объединение АМЭ и НИИРПИ под управлением Александра Митянина связано с реализацией этого проекта. Сам Александр Митянин от комментариев отказался.
Закрыты для "технических работ"
АМЭ и НИИРПИ — непубличные акционерные общества, они не раскрывают сведений о владельцах и финансовых результатах. Сайты обеих компаний закрыты "для технических работ".
По сведениям СПАРК за III квартал 2016 года, основные акционеры АМЭ — Ольга Бескровная (50%) и Павел Вакулов (42%). Акционерами НИИРПИ в конце 2019 года были Александр Бескровный и тот же Павел Вакулов — им принадлежало по 23,56%. Занимавший до Александра Митянина пост генерального директора НИИРПИ Виктор Бескровный на вопрос, принадлежат ли акции обеих компаний его родителям сегодня, не ответил.
Александру Митянину предстоит управлять не только АМЭ и НИИРПИ, но ещё и их шестью "дочками".
НИИРПИ, по данным СПАРК, владеет 49% ООО "Конструкторское бюро “Кибершельф”", которое разрабатывает оборудование для подводных дронов и систем безопасности шельфовой и прибрежной инфраструктуры объектов нефте– и газодобычи, подводные кабели. Финансовые показатели эта компания тоже не публикует, её сайт недавно перестал работать.
Из портала "Электронное правосудие" видно, что среди заказчиков НИИРПИ — Зеленодольский завод имени А. М. Горького, Северная верфь, Минпромторг, Федеральная служба войск национальной гвардии.
У АМЭ пять "дочек". Помимо СЗ "Ладога" это "БВР–сервис" (управляет недвижимостью), Морской технический центр (разработчик и поставщик донных сейсмических станций), АО "Опытное конструкторское бюро специальных технических средств" и зарегистрированные в конце прошлого года ИТ–компании АО "Фрактал" и АО "Информационные технологии управления".
АМЭ является головным исполнителем контракта по производству пяти гибридных круизных судов проекта PV20S по заказу Государственной транспортной лизинговой компании для Севастополя.
Имеет свой сайт и публикует финансовые результаты только Морской технический центр: его выручка за 2023 год — 684,3 млн рублей.
Один для всех
Каким количеством компаний одной бизнес–группы может эффективно управлять один менеджер и от чего это зависит? Участники рынка отвечают на такой вопрос по–разному.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что возможность или невозможность одного человека управлять большим числом юнитов зависит от характера бизнеса (однотипные или неоднотипные компании) и наличия развитой системы управления и делегирования.
"Теоретически руководитель может управлять неограниченным количеством компаний одной группы, и обычно проблем с получением согласия собственника на такое совмещение не возникает. Многие предпочитают создавать управляющие компании, которые осуществляли бы функции единоличного исполнительного органа для всех организаций. Это особенно распространено в сетевых структурах — супермаркетах, аптеках, сетях бизнес–центров и гостиниц. Для такого управления требуется создание развитой системы делегирования с соответствующими департаментами, ведь в ручном режиме управлять большой группой из одного источника невозможно", — говорит эксперт.
Налоговый консультант и адвокат Елена Софинская считает, что всё зависит от конкретного человека и от тех, кто работает в одной с ним команде.
"Менеджер может управлять хоть сотней компаний, если у него имеются соответствующие личностные качества и профессиональная команда финансистов и юристов, которые будут все его решения правильным образом претворять в жизнь. Отличный пример из истории Генри Форда — однажды он собрал руководителей подразделений и отправил их в принудительный двухнедельный отпуск. По возвращении часть менеджеров, чьи подразделения не смогли эффективно работать в отсутствие руководителей, были уволены, потому что Форд считал, что менеджеры должны так организовать деятельность, чтобы работали только исполнители и участие руководителей в процессах не было ежедневно необходимым. Если один человек способен управлять большим количеством компаний, то он, безусловно, хороший организатор и руководитель. Если, конечно, этот человек не доводит себя до нервного срыва и нормально отдыхает", — говорит юрист.
Досье:
АО "Научно–производственное предприятие «Авиационная и морская электроника»" (АМЭ) зарегистрировано в Петербурге в 1991 году. Указанный в карточке СПАРК основной вид деятельности — производство компьютеров и периферийного оборудования. Уставный капитал — 164,4 млн рублей, основные акционеры на конец III квартала 2016 года — Ольга Бескровная (50 %) и Павел Вакулов (42 %).
АО "НИИ резиновых покрытий и изделий" (НИИРПИ) зарегистрировано в 1993 году в Петербурге. Профиль компании — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, уставный капитал — 180,3 млн рублей. По данным на конец 2019 года, по 23,56 % акций НИИРПИ принадлежали Александру Бескровному и тому же Павлу Вакулову. Актуальные сведения об акционерах и финансовые показатели обе компании не публикуют.