По итогам 2024 года на рынок жилищного строительства Петербурга вышло порядка десяти региональных компаний. На их долю пришлось около трети сделок по покупке участков под девелопмент в Петербурге и Ленобласти. Число новых игроков и их влияние на рынок петербургской агломерации продолжат расти.
Новые имена на рынке жилищного строительства — краснодарская Dogma, "Брусника", чья штаб-квартира находится в Екатеринбурге, "Новастрой" из Республики Татарстан, "Новое измерение" из Москвы, челябинская "АПРИ" и др. Компании приобрели землю и уже приступили к реализации своих проектов. Наибольший интерес для них представляли участки в Ленинградской области, однако заявлены и проекты в границах города.
Экспансия региональных застройщиков в последние годы стала заметным трендом, и новые игроки уже оказывают серьёзное влияние на рынок.
Во-первых, они приобретают под свои проекты и без того дефицитные земельные участки, включая высоколиквидные. Зачастую сделки заключаются по более высоким, чем предлагают местные компании, ценам, что повышает аппетиты лендлордов и разгоняет стоимость пятен в целом. Помимо этого "варяги" устраивают настоящую охоту за кадрами, перекупая ценных специалистов (топ-менеджеров, аналитиков, агентов, проектировщиков) на рынке, усиливая свои проекты профессионалами рынка.
Во-вторых, в условиях общего снижения количества сделок они забирают на свои проекты часть платёжеспособного спроса. С качественным продуктом и при поддержке агентского сообщества новые компании составляют конкуренцию местным застройщикам в борьбе за клиентов. Отдельно стоит отметить, что региональные компании могут получать преимущества при работе с иногородними покупателями. Доля межрегиональных сделок постоянно растёт: порядка 40% квартир в новостройках Петербурга по итогам прошлого года купили жители других городов. По разным причинам им не всегда легко решиться на покупку квартиры в неизвестном для себя мегаполисе. В таком случае знакомый по родному городу бренд имеет больше шансов на сделку.
В-третьих, заявляя о себе на новом и достаточно конкурентном рынке, новые игроки предлагают интересные проекты. Тем самым они поднимают и без того высокую планку качества продукта — в архитектуре, благоустройстве, планировочных решениях. В целом для рынка это имеет только положительное значение.
“
"Каждый новый игрок по умолчанию повышает конкуренцию на рынке. Для покупателей это благо: компании вступают в борьбу за спрос и за счёт этого создают более качественные и интересные проекты. Это хорошо и для города, который получает больше благоустроенных территорий и новую инфраструктуру. Мы понимаем, что современный покупатель не готов переезжать в новый дом и потом долго ждать — школу, детский сад, дороги, магазины, сервисы. Всё это должно появиться к моменту переезда. Именно поэтому строительство школы на 275 человек и детсада на 75 мест в «Северном ветре» началось одновременно с жилыми домами", — прокомментировали в пресс-службе Брусники.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/article/2025/02/11/b34adc71-50d2-4ec2-8b93-ad84120c4782.jpg)
Как отмечает вице-президент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Александр Ходачек, развитие компаний за пределами их родных регионов обоснованно с точки зрения бизнеса: экспансия во многом объясняется общим сокращением платёжеспособного спроса, которое вынуждает девелоперов искать более доходные локации. В свою очередь Петербург является привлекательным для девелоперов рынком, и внимание к нему со стороны компаний из других субъектов вполне обоснованно.
"Согласно исследованию Сбербанка, соотношение построенного и проданного жилья в новостройках в Петербурге — лучшее среди регионов. Где-то есть переизбыток построенного жилья и нет или недостаточно спроса, где-то есть спрос, но нет соответствующего предложения. В Петербурге же баланс хороший. Для крупных застройщиков это является важным индикатором, — говорит Александр Ходачек. — В границах города новые игроки могут оказывать влияние на рынок в основном с точки зрения продукта. При работе в более удалённых локациях речь также идёт о важном социально-экономическом факторе. Когда девелопер приобретает большую территорию, он не только строит жильё, но и развивает её с точки зрения социальной, общественной и дорожной инфраструктуры, создавая новые кварталы, которые по сути часто являются новыми населёнными пунктами".
Вице-президент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург добавляет, что крупные компании продолжат расширять географию своего присутствия. Перспективными для девелопмента помимо городов-миллионников он называет города, которые входят в структуру агломераций и города с хорошим транспортным сообщением с мегаполисами — в первую очередь в Центральном и Северо-Западном федеральном округах, а также в Уральском и Приволжском федеральных округах.
Кроме того, развитие получат небольшие промышленные центры, где сегодня за счёт развития промышленности формируется платёжеспособный спрос и пока отсутствует или недостаточно присутствует современное жильё, считает Александр Ходачек.