Московский район Петербурга исторически считается престижным. Помимо сложившейся застройки, состоящей из парадных "сталинок" и тихих зелёных кварталов эпохи массовой застройки, здесь появляются и новые дома. Правда, с каждым годом места для них становится меньше. "ДП" рассказывает, где у южных ворот города ещё остались комфортные локации.
История Московского района Петербурга началась ещё в конце XVIII века, когда была проложена дорога, ведущая из столицы в Царское Село. Одной из первых построек в этих местах стала Чесменская церковь, возведённая в честь победы русского флота в Чесменском бою. Затем в течение многих лет территории вокруг тракта, в основном, пустовали. Лишь в 1830-е годы в том месте, где дорогу пересекал Лиговский канал, в ознаменование окончания русско-турецкой войны, были воздвигнуты Московские триумфальные ворота.
В 1849 году неподалёку от Московской заставы был заложен Воскресенский Новодевичий монастырь. К началу XX века вдоль бывшей Царскосельской дороги, ставшей тогда Забалканским проспектом, стали появляться первые доходные дома и промышленные предприятия.
Почти как центр
Сегодня Московский район в первую очередь ассоциируется со сталинскими кварталами в районе станций метро "Парк Победы" и "Московская". Монументальные здания начали строить в этом месте в 1930-е годы, когда появился грандиозный замысел по переносу центра Ленинграда на юг. Планировочным ядром проекта должна была стать нынешняя Московская площадь, на которой по проекту Ноя Троцкого было построено здание Дома Советов, где предполагалось разместить исполнительную и законодательную власти города.
Продолжению осуществления масштабного замысла помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. После её окончания проект решили отменить, но продолжили застройку Московского проспекта в задуманном ранее стиле. Таким образом, на самой окраине Ленинграда появились дома, которые стали считаться жильём для элиты и партийной номенклатуры.
"Исторически так сложилось, что нынешний Московский проспект на протяжении всей своей истории был важной магистралью, — рассказывает "ДП" краевед Алексей Ерофеев. — В советское время он стал правительственной трассой. Понятно, что такой статус не может не повысить и ранг прилегающих кварталов. Московский район впитал в себя нашу лучшую историю, и одновременно он очень обжитой. Именно поэтому ему довелось стать таким престижным и очень красивым".
С чего начинается Петербург
С открытием аэропорта "Пулково" Московский район и вовсе стал парадным въездом в город. В 1970-е годы на Средней Рогатке был сформирован ансамбль площади Победы. Его центром стал Монумент "Героическим защитникам Ленинграда" — памятник подвигу горожан в трагические дни блокады. Главная вертикаль мемориала — 48-метровый обелиск — символизирует Победу в Великой Отечественной войне. Позади монумента, по обе стороны от Московского проспекта, возвышаются высотные 22-этажные дома-"пластины", как бы подчёркивающие въезд в Северную столицу.
На фото: Монумент “Героическим защитникам Ленинграда”
В начале 1980-х годов на подъезде к площади Победы, между Пулковским и Московским шоссе, началось создание парка, который сегодня называется также Пулковским. В начале девяностых там построили первый после распада СССР храм в городе — Церковь Святого Георгия Победоносца. Со временем на берегах паркового пруда появился целый храмовый комплекс, в который вошли ещё и церкви Рождества Христова и преподобного Сергия Радонежского. Несколько лет назад в этой рекреационной зоне прошло масштабное благоустройство, и сегодня она является любимым местом прогулок для жителей окрестных кварталов.
На фото: Пулковский парк
Промзонам не место
Основное строительство в Московском районе сейчас ведётся уже за Средней Рогаткой, между Пулковским и Московским шоссе, на месте бывших оранжерей предприятия "Лето". Также вполне удачен пример редевелопмента территории в районе улиц Кубинской, Костюшко, 1-го Предпортового проезда. Постепенно территория из неприглядной промышленной зоны превращается во вполне респектабельный микрорайон.
Ряд проектов в этой локации осуществляет Setl Group. К примеру, почти у самой площади Победы, на месте бывшего комбината общественного питания, несколько лет назад завершилось строительство жилого комплекса "Москва". Совсем рядом, в 1-м Предпортовом проезде Setl Group построил жилой комплекс "Философия на Московской".
Вид на новые жилые комплексы Московского района, справа — ЖК "Философия на Московской"
Развитие продолжается
По соседству с "Философией" — между Кубинской улицей и проектным продолжением 1-го Предпортового проезда — тот же девелопер недавно начал строительство ещё одного жилого комплекса: «Сенат в Московском». На участке запланированы два 10–12-этажных корпуса, рассчитанных на 903 и 1806 квартир соответственно, а также детский сад на 140 мест. Проект комплекса выполнило известное петербургское архитектурное бюро "А.Лен".
Как рассказал "ДП" руководитель бюро Сергей Орешкин, архитектура "Сената" станет логичным продолжением облика с отсылками к стилю "лофт" соседней "Философии", спроектированной другой фирмой. Фасады комплекса будут оформлены в спокойной тёплой цветовой гамме с использованием облицовочного кирпича разных оттенков с различными рисунками кладки, а также декоративные вставки тёмных, светлых и жёлтых цветов. Запланирована и вечерняя подсветка.
По словам архитектора, необычная форма земельного участка позволила сделать проект даже интереснее. Через всю дворовую территорию жилого комплекса по диагонали пройдёт просторный пешеходный променад. Вдоль него установят скамейки и оригинальные лежаки, а сверху над аллеей наведут перекидной воздушный мост. В прилегающих к променаду дворах-патио появятся перголы и лежаки, запланирован и ландшафтный дизайн.
"Создание подобного благоустройства очень важно, оно станет как бы логическим продолжением расположенных по соседству тихих кварталов советского периода. Люди любят их за малую плотность застройки и обилие зелени. В новом жилом комплексе здания тоже будут совсем не высотными и расположенными на достаточном удалении друг от друга", — объяснил Сергей Орешкин.
Кубинская улица
Доехать удобно — куда угодно
С точки зрения транспортной доступности ЖК "Сенат" даже выигрывает у своих соседей, расположенных ближе к площади Победы. По проходящей прямо мимо комплекса Кубинской улице можно быстро выехать как на развязку ЗСД и КАД и в район проспекта Ветеранов, так и в сторону Купчино через путепровод на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом. Если поехать по Кубинской улице в другую сторону, на север, то можно попасть на Митрофаньевское шоссе, ведущее в центральную часть города. В аэропорт же можно добраться за 10–15 минут.
Путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом
Также на Кубинской улице в районе съезда с ЗСД на Благодатную сейчас продолжается строительство Витебской развязки новой городской трассы — Широтной магистрали скоростного движения. Уже в 2024 году по ней можно будет быстро добраться до Витебского проспекта. Длина дороги составит 2,6 км, по шести полосам будут двигаться до 70 тыс. транспортных средств в сутки. В перспективе магистраль планируют дотянуть до КАД в районе Кудрово.
"Для людей, которые понимают и знают город, эта локация — довольно-таки конкурентная. На прилегающих улицах нет гигантских транспортных потоков. К примеру, Кубинскую по загруженности не сравнить даже с Витебским проспектом, там нет такого транзита, её некуда расширять. При этом рядом находится много важных транспортных узлов", — говорит Сергей Орешкин.
Всё под боком
Что касается общественного транспорта, то его поблизости тоже достаточно. В пяти минутах ходьбы на Ленинском проспекте расположены остановки автобусов и троллейбусов, на которых можно добраться до разных районов города. В пешей доступности расположены станции метро "Московская" и "Ленинский проспект". До железнодорожной платформы "Ленинский проспект", с которой можно на электричке доехать до парков Петродворца, Гатчины и Ораниенбаума — меньше 10 минут спокойной прогулки.
Впрочем, чтобы погулять, можно никуда и не ехать — уже упомянутый Пулковский парк тоже находится в шаговой доступности. Эту часть Московского района также отличает и развитая социальная и коммерческая инфраструктура — тут есть всё, от престижных гимназий и ВУЗов до гипермаркетов, магазинов, кафе и ресторанов, зачастую более высокого класса, чем в других частях города.