Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти зарегистрировал иск Сбербанка о несостоятельности Виктории Шамликашвили, недавней участницы Рейтинга миллиардеров "ДП".
Иск зарегистрирован в понедельник, 29 апреля. Сумма претензий в карточке дела не указана. Виктория Шамликашвили является совладельцем отеля Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo и дистрибьютора A&DD Company. Как сообщает сайт компании, она работает с такими брендами, как Sony, Sennheiser, SanDisk, Energizer. По итогам 2020 года состояние предпринимательницы "ДП" оценивал в 1,9 млрд рублей (№ 262 в Рейтинге миллиардеров издания). С тех пор больше в рейтинг она не попадала.
Примечательно, что Сбербанк уже инициировал личное банкротство делового партнёра Шамликашвили — Сергея Нестерова. Они совместно владеют юридическим лицом дистрибьютора — ООО "Эй энд Ди Ди компани", в котором ей принадлежит 67% уставного капитала, ему — 33%.
Процедура реструктуризации долгов Нестерова введена Арбитражным судом Москвы 1 апреля на 6 месяцев. Согласно материалам дела, A&DD Company открыла в декабре 2021 года кредитную линию в Сбербанке на 400 млн рублей, при этом Нестеров выступил по ней поручителем в рамках лимита на 130 млн. Срок погашения задолженности истёк 1 января 2024 года. Объём поручительства Нестерова совпадает с долей его участия в ООО. Таким образом, инициатива Сбербанка по личному банкротству Шамликашвили может быть связана уже с её обязательствами перед кредитной организацией на сумму, эквивалентную её доле в ООО. Это около 270 млн рублей.
"ДП" направил запросы Шамликашвили и в Сбербанк. Стороны оперативно ответить на них не смогли.
Финансовые трудности дистрибьютора стали очевидны после 2022 года. Так, в марте 2023–го A&DD Company заключила мировое соглашение с "Яндексом" по долгу 891 млн рублей — он образовался по договору поставки умных устройств. Согласно документу, дистрибьютор обязан погасить задолженность равными долями в течение года. Арбитражные суды в 2023–2024 годах также рассматривали иски к A&DD Company на 63 млн рублей со стороны ООО "Сеть Связной".
"Предприниматели, в отношении которых имеются даже крупные требования о взыскании долгов, как правило, настолько деятельны и активны, что за время судебных споров успевают прирастить свой капитал в большем размере, нежели размер санкций за задержку платежа, — полагает партнёр Апелляционного центра Владимир Полуянов. — Из–за этого тактика “платить как можно позже” стала очень популярной и почти ненаказуемой в отечественном правовом поле".
Для Шамликашвили взыскание долгов через суды не является чем–то новым. Летом 2021 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) не сумело привлечь совладельцев Рускобанка, в том числе и Шамликашвили, к субсидиарной ответственности на 2,9 млрд рублей. Кредитная организация была признана банкротом в 2017 году, иск АСВ о привлечении акционеров и менеджмента к ответственности подан в 2019–м. Ранее она комментировала "ДП", что институт финансового оздоровления существует только на бумаге. "В стране банкротство — либо борьба с неугодными, либо рейдерский захват, и кейс Рускобанка иллюстрирует отношение к институту банкротства как к способу уничтожения бизнеса, а не финансового оздоровления", — заявляла она.