Кармапа известен как "царь йогов Тибета", его также называют "живым Буддой". Если говорить языком аналогий, Кармапа для буддистов - как Папа Римский для католиков, а далай-лама - как патриарх. В Россию Кармапа приехал по приглашению главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. В ходе поездки по России 25-летний Тхайе Дордже дал эксклюзивное интервью "Деловому Петербургу".
"ДП": Чего, по вашему мнению, не хватает современному человеку?
Т.Д.: Можно сказать, что не хватает многого. Но с другой
стороны, ни в чем нет недостатка. Все зависит от точки зрения. В том смысле, как
воспринимать реальность, как взаимодействовать друг с другом, как жить. В одном
и том же положении, но с разными взглядами получаются разные результаты. Сейчас
есть возможности создавать множество мостов между людьми и приносить в мир много
гармонии. Потому что модернизация, которая происходит в вашем обществе, -
прекрасный для этого инструмент.
стороны, ни в чем нет недостатка. Все зависит от точки зрения. В том смысле, как
воспринимать реальность, как взаимодействовать друг с другом, как жить. В одном
и том же положении, но с разными взглядами получаются разные результаты. Сейчас
есть возможности создавать множество мостов между людьми и приносить в мир много
гармонии. Потому что модернизация, которая происходит в вашем обществе, -
прекрасный для этого инструмент.
Телефоны, компьютеры, Интернет - потрясающие вещи, способные
объединять людей. И с перспективной точкой зрения человек может использовать все
эти инструменты для чего-то очень хорошего. Например, сейчас мир поразили
экономический, климатический и бесчисленное множество других кризисов. Но если
эффективно использовать высокие технологии, то, уверен, можно найти сто и один
способ решить проблемы. Все действительно зависит от нашей
ответственности/безответственности.
объединять людей. И с перспективной точкой зрения человек может использовать все
эти инструменты для чего-то очень хорошего. Например, сейчас мир поразили
экономический, климатический и бесчисленное множество других кризисов. Но если
эффективно использовать высокие технологии, то, уверен, можно найти сто и один
способ решить проблемы. Все действительно зависит от нашей
ответственности/безответственности.
"ДП": С вашей точки зрения, небуддист может стать счастливым?
Читайте также:
Буддизм, бобы и рис победят кризис
Т.Д.: (Смеется. - Ред.) На самом деле буддист - это всего
лишь термин. И, как любой термин, в большой степени иллюзия. Но следуя пути,
называть себя буддистами - просто удобно. Так легче идентифицироваться. С
буддийской точки зрения способность достичь просветления есть у каждого,
называет он себя буддистом или нет.
лишь термин. И, как любой термин, в большой степени иллюзия. Но следуя пути,
называть себя буддистами - просто удобно. Так легче идентифицироваться. С
буддийской точки зрения способность достичь просветления есть у каждого,
называет он себя буддистом или нет.
Любой человек может быть счастливым, потому что у него есть
все необходимые для этого способности и качества. Есть две составляющие счастья,
два ингредиента, необходимые для его достижения: сочувствие и мудрость. С точки
зрения буддизма даже в страшных вещах для небуддиста, таких как война,
терроризм, кризис, в конце концов, нет ничего страшного.
все необходимые для этого способности и качества. Есть две составляющие счастья,
два ингредиента, необходимые для его достижения: сочувствие и мудрость. С точки
зрения буддизма даже в страшных вещах для небуддиста, таких как война,
терроризм, кризис, в конце концов, нет ничего страшного.
"ДП": Есть вещи, которые вас лично беспокоят?
Т.Д.: Кризисы и все прочее "страшное" очень даже возможны.
Все это может произойти, если люди недостаточно внимательны. Тогда они теряют
сочувствие и все то хорошее, что дает сочувствие. И в конце концов начинают
верить, что жадность содержится в человеческой натуре. Окружающие жадные -
почему бы и мне не быть жадным. Такого рода вещи приводят к большому кризису.
Все это может произойти, если люди недостаточно внимательны. Тогда они теряют
сочувствие и все то хорошее, что дает сочувствие. И в конце концов начинают
верить, что жадность содержится в человеческой натуре. Окружающие жадные -
почему бы и мне не быть жадным. Такого рода вещи приводят к большому кризису.
"ДП": Если уж мы заговорили о жадности, почему в современном мире
существует культ материальных ценностей?
существует культ материальных ценностей?
Т.Д.: Если посмотреть на многие кризисы, то именно такое
материалистическое размышление порождает их. Люди впадают в крайность. Начинают
слепо верить в идею денег. И сами по себе безопасные материальные вещи из-за
этого взгляда становятся опасными. Но если позаботиться о том, чтобы
использовать их мудро и с ответственностью, то они могут быть действительно
источником большого счастья.
Ценность денег, драгоценностей
и прочего подобного основана на доверии, на глобальном доверии. Если убрать это
доверие, то золото - просто еще одно вещество, а деньги - просто бумага. Поэтому
важно напоминать себе, что на самом деле является настоящими ценностями.
материалистическое размышление порождает их. Люди впадают в крайность. Начинают
слепо верить в идею денег. И сами по себе безопасные материальные вещи из-за
этого взгляда становятся опасными. Но если позаботиться о том, чтобы
использовать их мудро и с ответственностью, то они могут быть действительно
источником большого счастья.
Ценность денег, драгоценностей
и прочего подобного основана на доверии, на глобальном доверии. Если убрать это
доверие, то золото - просто еще одно вещество, а деньги - просто бумага. Поэтому
важно напоминать себе, что на самом деле является настоящими ценностями.
"ДП": Говорят, вы заявили о том, что вы Кармапа, в 2 года.
Многие люди и в 30 лет не могут понять свое предназначение. Как его понять?
Многие люди и в 30 лет не могут понять свое предназначение. Как его понять?
Т.Д.: У всех есть потенциал, чтобы понять предназначение.
Даже когда мы маленькие. Напротив, по мере взросления на ребенка начинают
действовать ожидания родителей и окружения. С абсолютной точки зрения у нас у
всех одно предназначение, и это хорошее предназначение, счастливое - быть
свободными, совершенно свободными от идеи какого-то "я". И этого можно достичь.
Каждый человек показывает признаки того, что хочет такой свободы. Вот только не
знает, как ее достичь.
Даже когда мы маленькие. Напротив, по мере взросления на ребенка начинают
действовать ожидания родителей и окружения. С абсолютной точки зрения у нас у
всех одно предназначение, и это хорошее предназначение, счастливое - быть
свободными, совершенно свободными от идеи какого-то "я". И этого можно достичь.
Каждый человек показывает признаки того, что хочет такой свободы. Вот только не
знает, как ее достичь.
Мы думаем, что быть свободными - значит не зависеть от
других. Но нет никаких других, от которых нужно быть свободными. Потому что суть
- в освобождении от "я", и если нету "я", то нет и других. Если мы поймем, что
дело не в свободе от других, а в свободе от своих собственных идей, тогда придет
постижение истины.
других. Но нет никаких других, от которых нужно быть свободными. Потому что суть
- в освобождении от "я", и если нету "я", то нет и других. Если мы поймем, что
дело не в свободе от других, а в свободе от своих собственных идей, тогда придет
постижение истины.
"ДП": Вас называют "живым Буддой". Каково это - быть
Буддой?
Буддой?
Т.Д.: Мне тоже интересно (смеется. - Ред.). Это не
чудо. Это в большой степени заслуга наших собственных действий. И нашего
собственного развития мудрости и сочувствия. Исходя из того, чему меня учили,
возможности есть у всех.
чудо. Это в большой степени заслуга наших собственных действий. И нашего
собственного развития мудрости и сочувствия. Исходя из того, чему меня учили,
возможности есть у всех.