Каждый десятый приземлился

Российские авиакомпании в уходящем году потеряли каждого десятого пассажира. Особенно близко кризис подобрался к ГТК "России". Но российские власти решили ее спасти.

Пассажирооборот российских авиакомпаний (число перевезенных пассажиров, умноженное на протяженность рейсов) в ноябре 2009 года составил 8,6 млн пассажирокилометров, что на 8,9% больше, чем годом ранее, сообщил "Прайм-ТАСС" со ссылкой на данные Росавиации. Таким образом, ноябрь стал вторым месяцем, который авиаторы отработали "в плюсе". Рост в октябре составил 4,1%, а до этого показатели уступали прошлогодним.
Однако здесь проявляется "эффект низкой базы" – октябрь и ноябрь 2008 года уже были кризисными. А по итогам 11 месяцев авиаперевозки демонстрируют спад на 10,2%. Это отставание с каждым месяцем уменьшается – в октябре оно составляло 11,6%. Исходя из этой динамики можно предположить, что по итогам года спад составит около 10%.
По числу перевезенных пассажиров ситуация похожая: в ноябре российские авиакомпании перевезли 3,3 млн человек, что на 8,2% больше, чем годом ранее, а за 11 месяцев – 41,6 млн пассажиров (спад составил 11,3%).
Если в первой половине года международные линии показывали меньший спад, то к концу года ситуация изменилась. По итогам 11 месяцев спад международных перевозок составляет 12,2%, а внутренних – 11,4%. Зато на международных линиях авиакомпании работают эффективнее: занятость пассажирских кресел составляет 77,7%, против 71,1% на внутренних.
Авиакомпании переживают кризис по-разному. ГТК "Россия" продолжает терять пассажиров. По итогам 11 месяцев она перевезла 2,7 млн человек и заняла лишь пятое место среди российских авиаперевозчиков. Пока что это компенсируется протяженностью рейсов – по пассажирообороту она четвертая.
Российские власти уже не скрывают, что "Россия" находится в тяжелом состоянии. Ее долги оцениваются в 6 млрд рублей. Для ее спасения правительство выделяет 3,9 млрд рублей. А сегодня пресс-службе губернатора Петербурга сообщила о том, что наконец принято решение об акционировании авиакомпании, причем 25% плюс одна акция окажутся в собственности Петербурга. Акционирование должно завершиться в течение восьми месяцев.