Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков рассказал "Деловому Петербургу" о петербургском мусоре, областных инвесторах, трениях с муниципалами и о собственных сыновьях.
"ДП": В своем отчете перед депутатами вы отметили рост
притока инвестиций в Ленобласть. Какие отрасли наиболее привлекательны для
инвесторов?
Валерий Сердюков: Прежде всего, транспортная инфраструктура.
Это морские порты, складские комплексы, логистика, железнодорожный транспорт.
Также в строительную индустрию. Это деревоперерабатывающие заводы, производство
цемента, щебня и так далее. В связи с этим развивается и жилищное строительство.
Миллион квадратных метров жилья за год - такого за все времена существования
Ленобласти еще не было.
Мощный объем инвестиций идет в энергетику. И это не только
атомная станция, но и строительство ЛЭП, мощных подстанций 330 – 110 киловольт,
строительство газопроводов, реконструкция ГЭС - Волховской и Светогорской. В
пищевой отрасли объемы инвестиций в целом чуть меньше, но пообъектно они также
значительны. Более 9 млрд рублей из разных источников инвестировано в сельское
хозяйство: в основном это животноводство и птицеводство.
Читайте также:
Ленобласть становится меньше
"ДП": Недавно "Газпром" предъявил Ленобласти претензии по
поводу невыполнения программы газификации региона. Как разрешена эта
ситуация?
Валерий Сердюков: По прошлому году план выполнен полностью.
На некоторых территориях не выполнены планы по жилому сектору, но за счет
увеличения потребления газа промышленными предприятиями этот недобор
компенсирован. Что касается жилых районов - то тут будем принимать меры. Хотя во
многом это зависит и от населения.
Потому что при проведении газификации какого то населенного
пункта или микрорайона города, не всегда сто процентов жителей готовы принимать
газ. Некоторые вообще считают, что это им не нужно, или не выгодно. А расчеты
делаются на максимальное количество абонентов. В любом случае речь идет о том,
чтобы через пару лет мы закончили разговор о газификации Ленобласти, ЖКХ -
прежде всего.
"ДП": Что принесет Ленобласти строительство "Северного
потока"?
Валерий Сердюков: Наземная часть газопровода расположена у
нас. В бухте Портовой и в поселке Стекольном - две самые мощные насосные
станции, целые заводы. А это налоги, доход в бюджет области, который очевидно
будет выше, чем сегодня. Кроме того, на таких объектах создаются
высококвалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места и работает до сотни
человек.
К какому субъекту федерации будет относиться морская часть,
пока не определено. Но сегодня наша задача, прежде всего, создать все условия
для строительства и функционирования комплекса. А дивиденды считать уже потом
будем.
"ДП": В районах Ленобласти органы местного самоуправления
имеют большую власть. Не мешает ли это привлечению инвесторов в районы?
Валерий Сердюков: В целом, не мешает. Встречаются иногда
проблемы получения разрешения на строительство, бывает, что муниципальные
руководители требуют от инвесторов помощи в решении социальных вопросов. Но я бы
не сказал, что возникают какие то серьезные препоны для инвесторов.
Если возникают принципиальные разногласия, подключаемся мы.
Так, например, в Коммунаре возникли сложности с определением территории для
строительства очистных сооружений. И сейчас областные власти помогают
муниципалам с инвестором прийти к консенсусу. Но в целом, повторю, такой
проблемы нет. Ведь муниципальные образования сами заинтересованы в приходе
инвесторов, которые приносили бы доход в их бюджеты.
Гораздо важнее другой аспект. В большинстве своем инвесторы
хотят разместить свои проекты на одном клочке земли - под Петербургом.
Наращивать же нагрузку на эти территории и дальше невозможно. Поэтому мы
занимаемся распределением инвестиций вглубь области, в том числе и в
Подпорожский район, Сланцы и так далее.
Для этого мы создаем условия для работы и развития бизнеса
там, обеспечиваем отдаленные территории необходимой инфраструктурой, прежде
всего, транспортной. И сегодня уже есть результат - инвестор с большим
удовольствием туда идет, понимая, что лучше создавать предприятие не под
Петербургом, а вдали, где быстрее решаются вопросы.
"ДП": Некоторые инвесторы говорят, что муниципалы - это
представители небольшого местного бизнеса, которым приход чужаков не нужен.
Валерий Сердюков: Это говорят, наверное, те инвесторы,
которые не хотят много вкладываться, а хотят получить все даром. Мы, конечно, во
многом идем на встречу инвестору, но этот процесс должен быть основан на
взаимовыгодном сотрудничестве, совместной работе и проходить по букве закона.
Есть у бизнеса желание бесплатно получить участок, или же получить льготное
подключение к электрическим, тепловым сетям - это нормально. И мы рассматриваем
каждый вопрос индивидуально, ищем решения, определяем, на какие уступки мы можем
пойти.
Но бизнес должен понимать, что предоставление льгот должно
быть на основе законов, а не по договоренности, достигнутой за столом в кабинете
главы администрации или муниципального образования, или в ресторане.
Так попадают в другие места, как это было в Токсово, в
Ломоносовском районе (экс-глава Токсово и экс-замглавы поселка Вилози
Ломоносовского района в 2009 г. осуждены за взятки - ДП). Поэтому крупный
бизнес, который работает по правилам, прозрачно, соблюдая законодательство - и
работает в области нормально.
"ДП": Недавно вы предлагали объединить администрации районов
и районных центров. Но прокуратура вынесла протест. Вопрос закрыт или
эксперимент продолжается?
Валерий Сердюков: Мы действительно уже неоднократно ставили
этот вопрос. И сегодня наше обращение о внесении поправок в федеральный закон о
местном самоуправлении находится в Госдуме. Считаю, что совместить должности
глав райцентра и района было бы целесообразно.
Это позволит более эффективно расходовать бюджетные средства, лучше обеспечивать население государственными услугами. Посудите сами, не лучше ли работала бы единая районная больничная сеть, единая система образования, культуры и так далее?
Это позволит более эффективно расходовать бюджетные средства, лучше обеспечивать население государственными услугами. Посудите сами, не лучше ли работала бы единая районная больничная сеть, единая система образования, культуры и так далее?
Но пока закон не позволяет это делать. Прокуратура
действительно вынесла протесты по Кингисеппу и Киришам. Но, надо сказать, не
поступило ни одного обращения от населения о том, что как то отрицательно
сказалось на жизни людей отсутствие главы администрации.
К сожалению, несмотря на то, что в этот закон уже вносилось
до тысячи изменений, он остается сырым. Так и осталась путаница в полномочиях и
ответственности органов госвласти и местного самоуправления. Например,
региональная власть не имеет прямого отношения к обеспечению населения теплом и
водой. А это важнейшие государственные услуги.
То же происходит с тарифами. Их устанавливают по закону
советы депутатов муниципальных образований, а их у нас 203. И каждый совет
депутатов - по своему, исходя из своих соображений. А ответственность несем мы.
Очевидный перекос. Это надо менять на федеральном уровне, передавая полномочия
по формированию тарифов в субъекты. Тогда мы сможем регулировать этот процесс и,
соответственно, отвечать за него. Сегодня это уже начали понимать и в
Минрегионразвития, и в Госдуме.
"ДП": Что Ленобласть получает от мусорных проектов
Петербурга - завода в Янино, полигона под Тосно?
Валерий Сердюков: Только мусор. Мы не хотим наживаться за
счет других. Мы понимаем, что такой большой город как Петербург не может
оставлять свои отходы в себе, он в них захлебнется. Но и просто складировать
отходы пятимиллионного мегаполиса - неправильно.
Отходы должны перерабатываться, утилизироваться. Поэтому
Ленинградская область ставит вопрос об использовании для этого только новых
технологий. Сегодня нужен не полигон, а современные технологические заводы по
переработке отходов.
"ДП": Известны три способа переработки отходов: сжигание,
сортировка и третий - сжигание, сортировка и закапывание. Какой из них наиболее
востребован в Ленобласти?
Валерий Сердюков: Нужно изучать мировую практику. Но могу
сразу сказать, что это не складирование и не закапывание. Пожалуй, наиболее
целесообразно было бы создание завода, который осуществлял бы предварительную
переработку, а затем сжигание с соблюдением современных экологических
технологий, получая при этом и тепловую энергию.
"ДП": Проекты намывных территорий Петербурга под вопросом.
Не ставится ли перед Вами снова вопрос о передаче городу части пригородов?
Валерий Сердюков: Непонятно - для каких целей городу
расширяться? Для строительства жилья в Петербурге территорий достаточно: на
севере и на юге города гигантские пустыри. Кроме того, никто не запрещает
строить жилье в ближайших к Петербургу районах Ленинградской области -
Ломоносовском, Всеволожском, Гатчинском. У нас сегодня уже постоянно проживает
более 150 тыс. петербуржцев, и не надо для этого менять границы. Многие,
например, имеют дома в Финляндии. Они же не ставят вопрос об изменении границ
государств.
Нужно строить дома для того, чтобы житель этого города смог
получить благоустроенное и по нормативам жилье. А не для того, чтобы собрать
вместе всех жителей страны. Вообще, по моему мнению, нельзя собирать население
России в нескольких крупных городах. Это чревато концентрацией людей, жизни в
10 – 15 мегаполисах при пустоте на остальной территории. А природа пустоты не
любит.
"ДП": КГИОП Петербурга объявил, что вправе охранять только
объекты, расположенные на территории города. Нет ли у вас в связи с этим
намерения снова поднять вопрос о передаче на баланс Ленобласти музея
Гатчины?
Валерий Сердюков: У нас возражений против принадлежности
гатчинского музея музейному агентству Петербурга нет. Только нужно вкладывать
средства, чтобы музей работал, восстанавливался, а не просто имел отношение к
Петербургу. Те средства, которые Петербург выделяет на Гатчину сегодня, мы в
состоянии вкладывать и сами.
Важно не то, к какому субъекту относится музей, а то, что
ему требуется реставрация. И не только четырем залам, но и всему ансамблю,
включая парк. Если Петербург это делать не стремится, мы с удовольствием заберем
музей, и будем его содержать и реставрировать.
"ДП": Вы говорили, что есть возможность снизить рост тарифов
в Ленобласти. Как?
Валерий Сердюков: Прежде всего, необходимо снизить затраты.
Так, в некоторых муниципальных образованиях сверхнормативные энергопотери
доходят до 37 %. Есть и неполное использование мощностей: построили современную
котельную, а работает она на 15 % мощности.
Это просто безобразие! Кроме того, надо наводить порядок в
численном составе административных аппаратов, убирать посредников, а если
включились в процесс частные инвесторы, то убирать муниципальное предприятие,
чтобы они не дублировали работу друг друга.
"ДП": Не собираетесь ли вы ставить перед президентом вопрос
о доверии на четвертый губернаторский срок?
Валерий Сердюков: Еще слишком долго работать - доверие
главой государства мне было оказано чуть более двух лет назад. Поэтому ставить
этот вопрос пока слишком рано, да и некогда сейчас думать об этом. Я считаю,
пока достаточно здоровья, сил и энергии - нужно работать. В России и так дефицит
компетентных кадров.
"ДП": Вы, должно быть, гордитесь, что ваши сыновья сами, как
они говорят, без вашей помощи сумели построить успешный бизнес?
Валерий Сердюков: Я не думаю, что кто нибудь из родителей
может сказать, что его сын стал генералом без родителей. Потому что это родители
воспитали, дали образование, наблюдают, консультируют, помогают. Это
естественное явление. Тепличные условия я никогда не создавал, другие ресурсы не
использовал. Что они смогли создать, то и имеют. Работают почти круглосуточно -
в воскресные дни зачастую. Тот, кто работает, у того все получается. А кто
просто ходит на работу - тот просто получает зарплату.