Петербургские законы оказались не нужны

Автор фото: "ДП"

От петербургских депутатов ждут закона, ужесточающего правила содержания бойцовых собак. Однако, как выяснил "Деловой Петербург", в городе уже сейчас практически не действуют около четырех десятков законов. При этом миллионы на законотворчество выплачиваются.

На законотворческую деятельность из городского бюджета ежегодно выделяется примерно 5% от общей сметы на содержание Законодательного собрания Петербурга. В 2009 году эта сумма, по экспертным оценкам, составляла около 50 млн рублей, однако в ходе весеннего секвестра депутаты сократили расходы на законотворчество на 20 млн рублей.
Таким образом, с момента избрания Валентины Матвиенко губернатором Петербурга эти расходы составляют около 300 млн рублей. По подсчетам экспертов "ДП", по крайней мере четыре десятка законов, подписанных Валентиной Матвиенко с 2003 года, практически не работают.
Эксперты делят неработающие законы Петербурга на две категории: одни вводят строгие правила, другие направлены на дополнительную поддержку тех или иных социальных групп. Первым не хватает контроля, вторым — денег. Правда, председатель депутатской комиссии по законности и правопорядку Аркадий Крамарев считает, что о работе закона нельзя судить только по количеству привлеченных к ответственности.
"Если мы издаем закон, значит, люди положили его на ум и стараются ему соответствовать", — уверен он. Впрочем, депутат сам признает, что "строгие" законы, например запрещающие детям посещать ночные заведения без родителей, плохо исполняются. По его мнению, контроль автоматически возлагается на милицию, а у нее "столько функций, что невозможно все выполнить".
ГУВД по Петербургу и Ленобласти за несколько дней так и не смогло ответить на запрос "Делового Петербурга", сколько человек было наказано за нарушение ночной тишины, впуск несовершеннолетних в игорные заведения и нарушения правил содержания собак.
Как выяснилось, петербургский бизнес информирован о принятии городских законов не всегда. Например, отдельные представители книжной отрасли лишь от "ДП" узнали, что с января 2009 года в Петербурге существуют нормативы распространения продукции "для взрослых".
"Надо работать с участниками рынка, а не умножать количество бумаг", — полагает генеральный директор ООО "Буквоед" Денис Котов. По его словам, на разумные ограничения книготорговцы пошли бы добровольно.
Правозащитница Наталия Евдокимова говорит, что социальные законы в городе работают, но не для всех, и все из–за сокращения финансирования. По ее данным, в последние годы в городе было закрыто большинство целевых медико–социальных программ: "Скорая и психологическая помощь", "Диабет", "СПИД", "Онкология" и др. Им на смену пришли соответствующие постановления правительства, от целевых программ их отличает необязательность финансирования.
Также, по словам Евдокимовой, 15 городских законов работают только для тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Этот минимум, по ее данным, в результате некорректных расчетов занижен примерно на 600 рублей, а значит, из–под действия социальных законов выпадает значительная часть петербуржцев. В результате они не имеют права на доплату к пенсии, льготный отдых для детей, дешевые лекарства, бесплатную юридическую помощь и даже установку газовой плиты.
По мнению председателя ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева, для того чтобы в городе работали социальные законы, необходимы бюджетные дотации. Например, перевозчики изучали возможность установки в петербургских автобусах оборудования для въезда инвалидных колясок, но пришли к выводу, что его стоимость выходит за рамки окупаемости автобуса.
Источники, близкие к городскому парламенту, утверждают, что депутатами не всегда движут популистские мотивы. Иногда парламентарий приступает к законотворчеству, когда сам столкнулся с проблемой. Например, экс–депутат Михаил Амосов признался, что проект закона об охранных зонах для такси у аэропортов начал разрабатывать после того, как побеседовал с водителем такси по дороге в город. Он рассказывал депутату, какие битвы за стоянки происходят у таксистов с бомбилами. Но закон помог мало и после нескольких лет существования в этом году был отменен.
Такая же судьба постигла и закон о защите дольщиков. По ходатайству комиссии по горхозяйству его отменил городской парламент. Недавно ему на смену пришел новый закон на ту же тему.
Проблемные законы Санкт–Петербурга
1. О безнадзорных животных в Санкт–Петербурге (принят 13.02.2008). Проект закона первоначально назывался "О домашних животных в Санкт–Петербурге". Изменения названия и сути закона добилось "собачье лобби" (клубы, ассоциации, заводчики, которые во время принятия закона дневали и ночевали в городском парламенте).
2. Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт–Петербурга (принят 24.12.2003). В апреле 2009 г. городская прокуратура открыла горячую линию для жалоб на нарушение тишины. Поступило 111 звонков (57% жаловались на соседей), составлено 11 протоколов о правонарушении.
3. О контроле качества медицинской помощи в Санкт–Петербурге (принят 22.12.2008) Авторы хотели создать независимый орган, который будет следить за соблюдением стандартов оказания медпомощи. Однако в Смольном решили, что это будет делать комитет по здравоохранению.
4. Об охране объектов культурного наследия регионального и местного значения в Санкт–Петербурге (принят 12.07.2007). "Ответ на вопрос, работает ли закон, очевиден, достаточно посмотреть на ужасное состояние центра и пригородов. Закон игнорируется самым бесцеремонным образом" (Александр Марголис, сопредседатель ВООПиК).
5. О целевой программе Санкт–Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт–Петербурге" (02.11.2007, №513–101) После секвестра бюджета–2009 на реализацию программы остался 1 млрд рублей (до этого было 5 млрд рублей). К июню все деньги уже были распределены. В Петербурге осталось расселить 108 тыс. коммуналок.
6. О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт–Петербурга (принят 17.04.2007). Очередники могут брать жилье в аренду. Вице–президент ассоциации риелторов Павел Созинов таких случаев припомнить не смог.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт–Петербурге (принят 17.04.2008). "Закон всего лишь говорит о том, что нужно помогать малому бизнесу. А на деле корень зла в коррупции: невозможно вести бизнес, не состоя в связи с кланом чиновников" (Сергей Веснов, директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса).
8. О поддержке Санкт–Петербургом развития туризма в Санкт–Петербурге. Закон предусматривал, в частности, поддержку учреждений, готовящих кадры для туристской отрасли. Однако в 2007 г. власти закрыли Балтийский туристский колледж на ул. Смолячкова. Его здание было передано сторонней организации, учащиеся уплотнены.
9. О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт–Петербурге (принят 29.10.2008). В 2009 г. в городе ежемесячно размещается 163 плаката с телефоном горячей линии, по которому можно сообщить о фактах коррупции. По данным на конец июня 2009 г., поступило 310 звонков.