От петербургских депутатов ждут закона, ужесточающего правила содержания бойцовых собак. Однако, как выяснил "Деловой Петербург", в городе уже сейчас практически не действуют около четырех десятков законов. При этом миллионы на законотворчество выплачиваются.
На законотворческую деятельность из городского бюджета
ежегодно выделяется примерно 5% от общей сметы на содержание Законодательного
собрания Петербурга. В 2009 году эта сумма, по экспертным оценкам,
составляла около 50 млн рублей, однако в ходе весеннего секвестра депутаты
сократили расходы на законотворчество на 20 млн рублей.
Таким образом, с момента избрания Валентины
Матвиенко губернатором Петербурга эти расходы составляют около
300 млн рублей. По подсчетам экспертов "ДП", по крайней мере четыре десятка
законов, подписанных Валентиной Матвиенко с 2003 года, практически не работают.
Эксперты делят неработающие законы Петербурга на две
категории: одни вводят строгие правила, другие направлены на дополнительную
поддержку тех или иных социальных групп. Первым не хватает контроля,
вторым — денег. Правда, председатель депутатской комиссии по законности и
правопорядку Аркадий Крамарев считает, что о работе закона нельзя судить только
по количеству привлеченных к ответственности.
"Если мы издаем закон, значит, люди положили его на ум и
стараются ему соответствовать", — уверен он. Впрочем, депутат сам признает,
что "строгие" законы, например запрещающие детям посещать ночные заведения без
родителей, плохо исполняются. По его мнению, контроль автоматически возлагается
на милицию, а у нее "столько функций, что невозможно все выполнить".
ГУВД по Петербургу и Ленобласти за несколько дней так и не смогло
ответить на запрос "Делового Петербурга", сколько человек было наказано
за нарушение ночной тишины, впуск несовершеннолетних в игорные заведения и
нарушения правил содержания собак.
Как выяснилось, петербургский бизнес информирован о принятии
городских законов не всегда. Например, отдельные представители книжной отрасли
лишь от "ДП" узнали, что с января 2009 года в Петербурге существуют нормативы
распространения продукции "для взрослых".
"Надо работать с участниками рынка, а не умножать количество
бумаг", — полагает генеральный директор ООО "Буквоед" Денис Котов. По
его словам, на разумные ограничения книготорговцы пошли бы добровольно.
Правозащитница Наталия Евдокимова говорит, что социальные
законы в городе работают, но не для всех, и все из–за сокращения финансирования.
По ее данным, в последние годы в городе было закрыто большинство целевых
медико–социальных программ: "Скорая и психологическая помощь", "Диабет", "СПИД",
"Онкология" и др. Им на смену пришли соответствующие постановления
правительства, от целевых программ их отличает необязательность финансирования.
Также, по словам Евдокимовой, 15 городских законов работают
только для тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Этот минимум, по ее
данным, в результате некорректных расчетов занижен примерно на 600 рублей, а
значит, из–под действия социальных законов выпадает значительная часть
петербуржцев. В результате они не имеют права на доплату к пенсии, льготный
отдых для детей, дешевые лекарства, бесплатную юридическую помощь и даже
установку газовой плиты.
По мнению председателя ассоциации перевозчиков пассажиров Василия
Киселева, для того чтобы в городе работали социальные законы, необходимы
бюджетные дотации. Например, перевозчики изучали возможность установки в
петербургских автобусах оборудования для въезда инвалидных колясок, но пришли к
выводу, что его стоимость выходит за рамки окупаемости автобуса.
Источники, близкие к городскому парламенту, утверждают, что
депутатами не всегда движут популистские мотивы. Иногда парламентарий приступает
к законотворчеству, когда сам столкнулся с проблемой. Например, экс–депутат
Михаил Амосов признался, что проект закона об охранных зонах для такси у
аэропортов начал разрабатывать после того, как побеседовал с водителем такси по
дороге в город. Он рассказывал депутату, какие битвы за стоянки происходят у
таксистов с бомбилами. Но закон помог мало и после нескольких лет существования
в этом году был отменен.
Такая же судьба постигла и закон о защите дольщиков. По
ходатайству комиссии по горхозяйству его отменил городской парламент. Недавно
ему на смену пришел новый закон на ту же тему.
Проблемные законы Санкт–Петербурга
1. О безнадзорных животных в Санкт–Петербурге (принят
13.02.2008). Проект закона первоначально назывался "О домашних животных в
Санкт–Петербурге". Изменения названия и сути закона добилось "собачье лобби"
(клубы, ассоциации, заводчики, которые во время принятия закона дневали и
ночевали в городском парламенте).
2. Об административной ответственности за нарушение тишины и
покоя граждан в ночное время на территории Санкт–Петербурга (принят 24.12.2003).
В апреле 2009 г. городская прокуратура открыла горячую линию для жалоб на
нарушение тишины. Поступило 111 звонков (57% жаловались на соседей), составлено
11 протоколов о правонарушении.
3. О контроле качества медицинской помощи в Санкт–Петербурге
(принят 22.12.2008) Авторы хотели создать независимый орган, который будет
следить за соблюдением стандартов оказания медпомощи. Однако в Смольном решили,
что это будет делать комитет по здравоохранению.
4. Об охране объектов культурного наследия регионального и
местного значения в Санкт–Петербурге (принят 12.07.2007). "Ответ на вопрос,
работает ли закон, очевиден, достаточно посмотреть на ужасное состояние центра и
пригородов. Закон игнорируется самым бесцеремонным образом" (Александр Марголис,
сопредседатель ВООПиК).
5. О целевой программе Санкт–Петербурга "Расселение
коммунальных квартир в Санкт–Петербурге" (02.11.2007, №513–101) После секвестра
бюджета–2009 на реализацию программы остался 1 млрд рублей (до этого было 5 млрд
рублей). К июню все деньги уже были распределены. В Петербурге осталось
расселить 108 тыс. коммуналок.
6. О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда
коммерческого использования Санкт–Петербурга (принят 17.04.2007). Очередники
могут брать жилье в аренду. Вице–президент ассоциации риелторов Павел Созинов
таких случаев припомнить не смог.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в
Санкт–Петербурге (принят 17.04.2008). "Закон всего лишь говорит о том, что нужно
помогать малому бизнесу. А на деле корень зла в коррупции: невозможно вести
бизнес, не состоя в связи с кланом чиновников" (Сергей Веснов, директор
Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса).
8. О поддержке Санкт–Петербургом развития туризма в
Санкт–Петербурге. Закон предусматривал, в частности, поддержку учреждений,
готовящих кадры для туристской отрасли. Однако в 2007 г. власти закрыли
Балтийский туристский колледж на ул. Смолячкова. Его здание было передано
сторонней организации, учащиеся уплотнены.
9. О дополнительных мерах по противодействию коррупции в
Санкт–Петербурге (принят 29.10.2008). В 2009 г. в городе ежемесячно размещается
163 плаката с телефоном горячей линии, по которому можно сообщить о фактах
коррупции. По данным на конец июня 2009 г., поступило 310
звонков.