MBA: что изменилось за год

Ситуация на рынке программ МВА противоречивая: с одной стороны, спрос на образовательный продукт изменился, с другой — особых изменений в ценовой политике не произошло.

В 2009 году по сравнению с предыдущим годом спрос на программы МВА (Master of Business Administration), по оценкам экспертов, сократился на 20–40%. Падение в этом диапазоне и прогнозировали аналитики в начале кризиса.
Готовясь к этим переменам и желая минимизировать потери, многие бизнес–школы взялись совершенствовать структуру и формат программ. В итоге появились модули, тематика которых связана непосредственно с кризисом: о причинах и сущности кризиса, об антикризисном управлении, антикризисном маркетинге, антикризисном управлении финансами и т. д.
Благо что эти темы сегодня особенно востребованы у слушателей. Впрочем, специалисты относятся к подобным предложениям с осторожностью, утверждая, что главная задача МВА — не давать готовых решений, а развивать навыки работы в условиях неопределенности, принятия креативных решений.
А вот ожидания экспертов в отношении существенного снижения цен на программы МВА из–за упавшего спроса, похоже, не оправдались.
"Отношение к программе МВА изменилось — люди и организации стали требовательнее, разборчивее в выборе обучения. Сократилось число тех, кто идет на программы только ради статуса. Более важным стали такие критерии, как качество содержания, преподавательский состав, возможность учиться с перерывом. Существенно возросла роль индивидуального подхода к каждому клиенту, наличие гибких схем оплаты стало чрезвычайно важно" – говорит Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса
"Сегодня некоторые бизнес–школы пытаются за ту же стоимость продать так называемый бонус–пакет, то есть к стандартной программе добавить новые учебные модули либо увеличить их продолжительность. Предлагают также оплату по частям. Появились программы, после прохождения которых выдается диплом антикризисного менеджера.
На рынке активнее действуют как заказчики государственные корпорации. РЖД, "Газпром", "Роснефть" запустили несколько корпоративных программ обучения. Это объясняется увеличением их внимания к обучению менеджеров. Необходимость такого обучения стала более очевидной в период кризисных явлений. Ценовая политика пока остается на уровне прошлого года" – комментирует Игорь Дюков, руководитель дипломного проектирования Стокгольмской школы экономики в России.
Кстати: 57,4% участников исследования Begin Group "Об изменении спроса на МВА" планируют в 2009–2010 гг. учиться по программе, 32% не собираются этого делать, 10,6% уже имеют диплом