Рождественские или новогодние подарки всегда являлись пустой тратой денег, считает Джоел Валдфогель (Joel Waldfogel), профессор Университета Пенсильвании. В большинстве случаев купленные вещи оказываются просто не нужны получателям, но это факт не останавливает людей даже в период кризиса.
Проведенные профессором исследования показали, что ежегодно
американские жители тратят на рождественские поздравления около $65 млрд, а
ценность сюрприза для получателя чаще всего на 20% ниже с каждого
потраченного доллара, чем лично купленная вещь. После Рождества в торговых
центрах США можно наблюдать множество людей, которые приносят свои подарки для
возврата, пишет Financial Post.
"Проблема не в том, что бабушки, дедушки, тети и дяди
являются плохими родственниками, не имеющими вкуса. Просто большинство из них не
так часто общаются с дарителем, чтобы постоянно отслеживать его предпочтения", —
говорит Валдфогель. По его мнению, лучшим подарком могли бы стать деньги, но
этот способ поздравления вряд ли будет положительно воспринят в обществе.
Согласно последним опросам, россияне в канун Нового года
скупиться не собираются. Социологи опросили более 50 тысяч жителей крупнейших
городов страны в возрасте от 22 до 55 лет, которые зарабатывают больше 9 тыс.
рублей в месяц. Получилось, что расходы этих россиян в декабре 2009 года
вырастут на 14%. Мужчины в среднем намерены истратить на Новый год почти на
7 тыс. рублей больше, чем женщины, сообщает "Российская газета".
В десятку самых распространенных подарков после
годичного перерыва возвращаются ювелирные украшения и часы, причем сразу на
четвертое место. В декабре 2008 года эти товары занимали лишь 15–е место в
рейтинге. Мобильные телефоны сейчас покупают не только в подарок близким, но и
обновляют собственные аппараты.
Председатель правления Международной конфедерации обществ
потребителей Дмитрий Янин напомнил жителям страны, что почти все предновогодние
"акции" — не что иное, как надувательство. "К сожалению, в нашей стране не
контролируется ценообразование, а поэтому магазины спокойно за день до
"распродаж" взвинчивают цены, а потом делают на них "скидки". В результате для
покупателя создается иллюзия выгодности совершения покупок, а на деле
потребители платят за товары в лучшем случае обычную цену, в худшем —
завышенную, даже несмотря на сделанную скидку", — пояснил он.
Большой упор в этом году делается на онлайн–шопинг: жители
России намереваются потратить в интернет–магазинах порядка 30 млрд рублей. Такие
данные приводит аналитический департамент группы компаний WebCreds.
Помимо новогодних праздников, традиционно повышающих интерес
к интернет–покупкам, другими причинами возросшей в декабре популярности
онлайн–шопинга аналитики WebCreds называют аномальные холода, а также
элементарную нехватку времени. Эти аргументы находят подтверждение в
статистических данных от интернет–молла iferta.com. В первые две недели декабря
количество заходов на сайт выросло на 37%, а покупок — на 24%, сообщает MoneyNews.
Весь 2009 год, несмотря на кризис, станет самым успешным для
российской интернет–торговли. Оборот онлайн–магазинов в текущем году может
достигнуть 190 млрд рублей (или 4,3 млрд евро), что превышает прошлогодний
показатель на 46%. В свою очередь, в 2010 году также ожидается рост как минимум
на 30%.