Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о том, какие технические устройства есть у россиян дома, сколько наших сограждан являются пользователями Интернета, зачем им нужен доступ к Сети, где и в какое время они выходят в Интернет. С 2002 года, когда проводился предыдущий подобный опрос, число пользователей Сети в РФ выросло в 9,5 раза.
Сегодня регулярный пользователь сети Интернет — это житель
Петербурга и Москвы (по 68% в обоих городах), Уральского или
Центрального округов (48% и 45% соответственно), респондент в возрасте 18–24 лет
(70%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%).
Все больше россиян регулярно выходят в Интернет (т.е.
пользуются им не реже нескольких раз в месяц): так, если в 2006 году доля
таких респондентов составляла 22%, то сейчас — уже 38%. Причем большая часть в
этой группе обращается к Сети ежедневно (23% против 5% в 2006 году), еще
11% — еженедельно, 4% — ежемесячно. 1% респондентов пользуются
Интернетом эпизодически. Постепенно снижается доля тех, кто вообще не использует
Интернет (с 76% в 2006 году до 60% в текущем году).
Как и прежде, Интернет нужен россиянам главным образом для
работы или учебы, однако доля таких респондентов снижается (с 77% в 2006 году до
58% в текущем году). Больше становится тех, кто использует Сеть для ведения
переписки (с 42% в 2008 году до 51% в текущем году). В числе прочих аргументов
пользования Интернетом — расширение кругозора и получение новостей (49 и
48% соответственно). Растет доля россиян, использующих Интернет, чтобы общаться
с другими людьми (с 20% в 2006 году до 39% в текущем году), слушать музыку,
смотреть фильмы, читать книги (с 20 до 38%), искать единомышленников (с 9
до 28%), играть (с 11 до 21%). Немаловажным фактором является совершение покупок
через Интернет (12%). В меньшинстве те, кто ищет в Интернете сайты эротического
содержания (5%).
В Интернет пользователи чаще всего выходят из дома (82%). В
первую очередь, это пожилые респонденты (96%) и неквалифицированные рабочие
(89%). Сравнительно меньше тех, кто выходит в Сеть на рабочем месте (13%) — это,
как правило, 45–59–летние (22%) и специалисты с высшим образованием вне
производства (29%). В меньшинстве те, кто пользуется Интернетом в гостях
(3%) или в интернет–кафе (1%).
Наиболее активное время пользования Глобальной сетью —
с 19:00 до 23:00 — именно в это время выходит в Интернет большинство опрошенных
(60%). Каждый четвертый делает это во второй половине дня, после обеда, с
15:00 до 19:00 (24%). Значительно меньше тех, кто использует Интернет в
обеденное время, с 12:00 до 15:00 (16%), утром, с 7:00 до 12:00 (13%), или
ночью, с 23:00 до 7:00 (12%). Стоит отметить, что респонденты, активно
использующие Интернет на работе, в отличие от остальных пользователей чаще всего
выходят в Сеть в послеобеденное время, с 15:00 до 19:00 (56%), или же в
обеденное в время — с 12:00 до 15:00 (41%).
Отметим, технические устройства есть сегодня в домах у 93%
россиян. В первую очередь это мобильный телефон (81%). В число популярных
технических устройств входят также обычный телефон (62%), видеомагнитофон или
DVD–плеер (57%). Менее распространены персональный компьютер или ноутбук (46%).
Выход в Интернет и кабельное (спутниковое) телевидение есть у 38 и 36% россиян
соответственно.
С 2002 года значительно больше стало тех, у кого есть
перечисленные технические устойства. В первую очередь это касается мобильного
телефона (с 7 до 81%), персонального компьютера (с 9 до 46%) и выхода в Интернет
(с 4 до 38%).
Инициативный всероссийский опрос
ВЦИОМ проведен 27–28 марта 2010 года. Опрошено 1600 человек в
140 населенных пунктах 42 областей, краев и республик России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%.