После катастрофы "Невского экспресса" РЖД может усилить меры безопасности. Однако введение дополнительного контроля при посадке в поезд увеличит время поездки. Это лишит поезда преимуществ перед самолетами.
В прошедшие выходные пассажиры уже массово сдавали билеты на
поезда Петербург — Москва.
Признавая этот факт, на Октябрьской железной дороге (ОЖД)
уверяют, что сейчас ситуация нормализовалась и возврат билетов был связан не
столько с паникой населения, сколько со сбоями в работе поездов.
Однако авария "Невского экспресса" нанесла сильный удар по
имиджу железной дороги как одного из самых безопасных видов транспорта.
Авария произошла накануне запуска скоростного поезда
"Сапсан" (производитель Siemens), назначенного на 18
декабря. Но получилось, что первый свой рейс "Сапсан" сделал в ночь с пятницы на
субботу — поезд вывозил пострадавших. "Сапсан" и должен сменить на направлении
Москва — СПб невезучий "Невский экспресс", который подрывают уже второй раз за 2
года.
Практически на том же месте и в то же время поезд № 166
потерпел крушение 13 августа 2007 года. К счастью, тогда никто не погиб. По
последним данным, после трагедии 27 ноября 2009 года погибло 25 человек.
На этот раз на железной дороге все комментарии по поводу
трагедии давал только президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. При этом ни слова об
усилении мер безопасности от него не прозвучало, хотя очевидно, что их
необходимость назрела. Лишним тому подтверждением стал вчерашний взрыв на дороге
Москва — Баку, когда был поврежден пассажирский поезд № 374, правда, обошлось
без жертв.
Еще в 2007 году, после первой аварии экспресса, Якунин
заявил об усилении контроля над путями. Позднее РЖД разработали программу
установки видеонаблюдения на направлении Москва — СПб стоимостью 420 млн рублей.
Вчера на ОЖД заявили, что после той аварии был проведен "целый ряд мероприятий
по усилению контроля над путями", но уточнить, что конкретно на дороге было
сделано, вчера не смогли.
В 2005 году у РЖД уже была идея установить стационарный
металлоискатель и сканер для просмотра багажа на одном из калининградских
вокзалов. Не исключено, что теперь руководство РЖД стряхнет пыль с этого
проекта.
Однако при этом железная дорога может потерять одно из
главных своих преимуществ перед авиаперевозчиками — возможность приехать на
поезд за 15–30 минут до отправления. Необходимость досмотра багажа увеличит
время посадки пассажиров на 1–1,5 часа.
Геннадий Гончаров, руководитель охранного предприятия
"СТАФ", считает, что досмотр пассажиров при посадке на поезд увеличил бы
безопасность поездок. "Но обеспечить охрану таких протяженных объектов, как
железная дорога, одними патрулями нельзя. Необходима современная система
безопасности, подобная тому, что использует "Газпром" для охраны своих сетей", —
считает он.
По оценкам Вячеслава Медведева, коммерческого директора
Group LB (поставляет охранное оборудование в московские аэропорты), для того
чтобы обеспечить наблюдение за дорогой на направлении между двумя столицами,
нужно потратить 1–2 млрд рублей (ущерб РЖД от аварии в 2007 г. — более 300 млн
рублей). Для железной дороги компания разрабатывала проект установки
тепловизоров (устройства, фиксирующие любое движение в радиусе от 0,5 до 1,5
км).
Одним из конкурентных преимуществ РЖД перед авиационным
сообщением всегда называлась безопасность. А конкурировать есть за что. По
данным ОАО "Аэропорт Пулково", в 2008 году авиакомпаниями между Петербургом и
Москвой было перевезено 1,78 млн пассажиров. Это 54,5% от всего количества
пассажиров на внутренних рейсах, обслуженных петербургским аэропортом. А РЖД в
прошлом году перевезли на этом же направлении 6,5 млн пассажиров.
Хоть кризис и пошатнул ряды авиаперевозчиков, они готовы
активно биться за пассажиров, курсирующих между столицами. К тому же планы
Петербурга по превращению Пулково в крупный хаб, предполагают большое количество
стыковочных рейсов с Москвой и уменьшение времени прохождения досмотра и
паспортного контроля. В свою очередь, к моменту запуска нового авиатерминала в
Пулково РЖД планировало заменить все скоростные поезда на сверхскоростной
"Сапсан". Возможно, теперь часть пассажиров выберет для поездок автомобиль, но
частота аварий на дороге значительно выше.
"Значительные изменения в спросе на железнодорожные и
авиационные билеты на направлении Москва — Петербург продлятся максимум 2–3
недели, считает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
- Паника среди населения быстро уйдет, и спрос выровняется. Конечно, если РЖД
введут такой же строгий досмотр на посадке, как в аэропортах, в ряде случаев
пассажиры будут менять свои предпочтения.
Но уже сейчас между железной дорогой и самолетами нет такой
острой конкуренции, поскольку РЖД не могут предложить ту частоту рейсов, которую
сейчас предлагают авиакомпании. К тому же стоимость билета на самолет из
Петербурга в Москву сейчас меньше, чем на скоростной поезд. К тому же запуск
аэроэкспрессов из аэропортов Домодедово и Шереметьево, расписание которых сейчас
состыковывается с расписанием рейсов самолетов, повышает привлекательность
авиаперелетов".