Доска из Хиросимы и веер Мастера

Игорь Гришин, президент Федерации Го, рассказывает об игре Го, которая была представлена на прошедшем в Москве фестивале японской культуры "Сакура".

Приветствую читателей нашей замечательной рубрики! Рад сообщить вам, что мы продвигаемся вперед. Мы с вами почти освоили правила Го. А те правила, что мы уже освоили, позволяют нам начать играть. Чтобы играть полноценную партию, можно даже не знать всех правил Го. Однако необходимо уметь заканчивать. Наша школа выпустила даже специальное издание. Решив несколько задач из него, любой начинающий игрок в Го сумеет разобраться с тем, как заканчивается партия и когда. Эта разработка получила прекрасные отзывы на зимнем семинаре по игровому и стратегическому Го, который мы проводили для ФедераДоска из Хиросимы и веер Мастерации Доска из Хиросимы и веер МастераКиокусинкай Карате–до России.
Доска из Хиросимы и веер Мастера
Этой теме была также посвящена моя лекция, прочитанная в субботу, 18 апреля, на фестивале японской культуры "Сакура" в Москве. Порядка 150 человек поняли, что такое окончание партии, будучи участниками этой лекции. Кстати, на лекции были и жители славного города Петербурга, которые частенько бывают в Москве. Я думаю, что среди них есть и читатели "Делового Петербурга" и даже читатели нашей рубрики. Так что взаимодействие, как говорится, идет по всем фронтам.
Наиболее точные вопросы мне задала девочка 9 лет. После того как она разобралась с тем, как заканчивается партия, она попросила показать, как партия начинается. Я решил не отказывать. Вместе с инструктором моей школы Виктором Петровичевым я сыграл партию от начала до конца и прокомментировал все постановки. Поскольку мы использовали ученическую доску размерностью 9х9 (см. примеч.), то управились с этим достаточно быстро. Присутствовавшие на лекции даже не знали, что Го — это так легко и просто. Многие пришли со "знанием" того, что Го — это японская головоломка, от которой на голове волос остается столько, сколько их осталось у чаньского отшельника, неподвижно сидящего на вершине Эмэйшань. Аплодисменты были нам наградой.
Читайте также:
Третье правило Го
А вообще, фестиваль был очень удачным. Со вторника по воскресенье мы провели огромное количество мастер–классов, на которых учили играть в Го всех желающих. Многие люди так и ходили всю неделю, позабыв про работу и отдых. Да! Самое главное! На фестивале "Сакура" был и Музей Го, составленный из экспонатов моей личной коллекции. Помните про Ядерное Го, с которого начались наши публикации в "ДП"? Если не помните, то перечитайте мои первые статьи. Так вот, одна из витрин выставки представляла японскую доску Го, пережившую ядерный катаклизм.
Доска из Хиросимы и веер Мастера
Это традиционный японский гобан довоенного времени, принадлежавший одному из жителей города. Точнее это установить уже невозможно. Сохранились камни, даже чаши. Мы оборудовали эту витрину так, как будто Мастер, который только что разбирал эту партию, вышел ненадолго, но уже не вернулся. В этой экспозиции мы использовали старый веер. Удивительно, но этот японский веер я купил совершенно в другом месте. Вы не поверите, я купил его на Украине в маленьком антикварном магазинчике. Сумма в 30 гривен показалась достаточной местному антиквару, чтобы веер перешел в мою коллекцию. Откуда этот веер всплыл на Украине? Этого нам уже, наверное, никогда не узнать. Он никому был не нужен и никого не интересовал. И это понятно. Ведь этим веером невозможно ни отмахиваться, ни отгонять мух. Веер Мастера Го для другого. Если будут вопросы, для чего он, то я могу это рассказать в следующих выпусках.
Примечания
Стандартная доска имеет 19х19 пересечений.