В жизни каждой компании бывают черные полосы. У Harley-Davidson в свое время одна из них растянулась на 15 лет.
В 1960-х рынок мотоциклов оккупировали японцы. Чтобы
защитить свои позиции, "Харлею" понадобился стратегический партнер. В 1969 году
контрольный пакет скупает AMF, работавшая на оборонку. Подойдя к бренду
Harley-Davidson как к машине для заработка денег, AMF его чуть не похоронила,
увеличив производство в 3 раза в ущерб качеству, разрабатывая конъюнктурные
малые (!) мотоциклы, свернув старые маркетинговые программы.
Качество мотоциклов 1970-х стало таким, что завод погряз в
рекламациях. Продать "Харлей" у AMF не получилось: не нашлось желающих. Символ
Америки надо было спасать. В 1981 году, когда рыночная доля бренда стала менее
25% (в 1969 году - 75%), генеральный директор Вон Билз и 12 топ-менеджеров
выкупают компанию у AMF. Сделку в $81,5 млн финансирует Citicorp. Начинается
долгий путь из болота.
Билз признает: японские аппараты не просто дешевле, они
лучше. Нужно учиться, что компания и делает. Итог - выросло качество.
Топ-менеджмент почти в полном составе седлает своих железных коней и посещает
байкерские мероприятия по всей стране. 1982 г. - $25 млн убытков. 1983-й стал
переломным. Для общения с потребителями создается HOG (сообщество владельцев
Харлея), которое вырастает в крупнейший байкерский клуб. Компания выходит "в
ноль".
Читайте также:
Прибыль Harley-Davidson выросла в 3,3 раза
1984 год, давший миру новый двигатель Evolution, принес
прибыль в $3 млн. В 1986 году прибыль уже $4 млн, в 3 раза выросла цена акций
компании. И это было только начало. Белая полоса Harley-Davidson в итоге
оказалось длиннее черной.
Виутор Тамберг