Управление миграционной службы в Петербурге стало активно проверять малые отели, и в случае несвоевременной регистрации иностранных граждан и неуплаты ими суммы в 2 рубля в день за туриста выписывает астрономические штрафы — 400-800 тыс. рублей. А в случае с российскими туристами штрафы могут доходить и до 1,5 млн рублей.
Для маленькой гостиницы это может стать катастрофическим
финалом. В УФМС РФ по Петербургу и Ленобласти "Деловому Петербургу"
ответили, что россиян отели также должны регистрировать согласно постановлению
правительства, приказу ФМС и Кодексу об административных правонарушениях. Все
это вызвало недоумение и возмущение в среде малых отельеров, и поэтому сегодня в
Доме предпринимателя состоится заседание Общественного совета по малому бизнесу
при губернаторе, на котором рассмотрят эти проблемы. Сергей Морев, владелец
хостелов "Друзья" и "Абрикос", был оштрафован на 400 тыс. рублей.
"Как не раз говорила Валентина Матвиенко,
туристов в Петербурге всегда ждут, — рассуждает Сергей Морев, — но люди есть
люди, и они теряют паспорта, миграционные карты, иногда приходят в отель с
улицы". Именно такие случаи становятся препятствием в регистрации. Так,
арт-отель Trezini был оштрафован УФМС на 1,3 млн рублей за иностранных и
российских туристов в общей сложности. Владельцам малого отеля "Азимут" при
аналогичных обстоятельствах был выписан штраф на 800 тыс. рублей.
Главная проблема, которая волнует отельеров, — кто для кого
работает: мы для исполнения законов или законы созданы для нас. "Два
рубля — это что?" — спрашивают нас иностранные туристы, — рассказывает
Сергей Морев. — Ведь они уже заплатили за визу от 35 до 350 евро и не понимают,
какие 2 рубля в сутки и за что". Конечно, эти деньги — формальность, и платят их
не сами граждане, а отельеры. Все это понимают, но ФМС продолжает исправно
собирать штрафы.
Как считают опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты, закон
о миграционном учете был направлен на борьбу с нелегальной миграцией. Но в
данном случае "под разделку" по этому закону попали иностранные гости и
отельеры. Но с развитием Интернета одиночных, не входящих в группы туристов
становится все больше: они сами бронируют отели и билеты, получают визы и потом
сами остаются один на один с российской действительностью. "Наша среда для
иностранных туристов и так враждебна, — говорит Сергей Морев, — кириллица на
вывесках, мало кто говорит по-английски, плохая транспортная инфраструктура, а
еще и памятка на будущие посещения — "ты нарушитель".
Отельеры хотят попросить губернатора Петербурга Валентину Матвиенко
выступить с законодательной инициативой об изменении федерального закона,
который, по их мнению, "работает против въездного туризма, является криминальным
и коррупционным, поскольку предусматривает штрафы, несоизмеримые с совершенными
правонарушениями".
"Но сегодня дело даже не в изменении закона, — считает Анна
Шишкина, директор арт-отеля Trezini, — мы готовы его исполнять, только пусть нам
объяснят, как именно: никто в малых отелях не знает про эти постановления и
приказы ФМС". И Анна рассказывает, что в случае с иностранными гражданами
постоянно возникают ситуации, когда нужна онлайн-связь с УФМС. Но такой связи не
предусмотрено, так как на нее нет денег. Телефоны, как правило, в районных
службах не отвечают.
Кроме того, обязательная регистрация является востребованной
услугой для неорганизованных туристов, которые не оформляют частные приглашения,
так как это требует такого количества усилий и справок, что легче купить
туристическую визу и "прописаться" в отеле. Стоит такая услуга порядка 1000
рублей за одного туриста. А владельцы расселенных квартир в окрестностях
Невского на вопрос, как они решают вопрос с регистрацией постояльцев, отвечают,
что никак.