Петербургский рынок фиксированного доступа в Интернет для частных лиц достигает насыщения. "Ценовые войны закончились, качество у всех выравнялось", — отмечают эксперты.
О насыщении рынка доступа в Интернет говорят и ведущие
операторы, и аналитики. По данным AC&M Consulting, за январь–февраль 2010
года количество абонентов в Петербурге увеличилось всего на 29 тыс. — до
1,078 млн. Еще 2–3 года назад операторы подключали 6–10 тыс. пользователей
еженедельно.
По оценке Telecom Daily, число абонентов в 2007 году выросло
на 78%, в 2008–м — на 53%, в 2009 году — на 24%. Прогноз на 2010
год — 12%.
По статистике, в мегаполисах проникновение фиксированного
Интернета не превышает 70–72%. В Петербурге, где 1,8 млн домохозяйств,
проникновение уже выше 60%. Потенциал роста числа абонентов зависит от темпов
ввода жилья, которые в кризис замедлились.
Операторы пока надеются увеличить доходы с каждого клиента
за счет новых услуг, таких как интернет–телевидение, интернет–телефония. Но, по
данным Telecom Daily, с конца 2008 года средний счет абонента уменьшается. Объем
рынка в 2009 году составил около 4 млрд рублей.
В "Северо–Западном Телекоме"
(СЗТ) говорят, что сейчас любые абоненты хороши, в том числе низкодоходные.
Лидер рынка проводит мастер–классы для пожилых людей, пытаясь найти клиентов
ср еди них.
Но большинство (70–90%) приходящих к операторам
абонентов — перебежчики.
"На рынке наступил перелом, — считает генеральный
директор InterZet Дмитрий Анчунов. — Раньше абоненты переходили от одного
провайдера к другому ради цены или качества. Но ценовые войны закончились,
качество у всех выравнялось. Начинают работать бренд, рекомендации".
Как отмечают в "Билайне", традиционные маркетинговые ходы,
например распространение листовок по почтовым ящикам, потеряли
эффективность.
Лидеры рынка единодушны в том, что самым действенным каналом
привлечения новых клиентов являются рекомендации пользователей. Последние можно
купить, предложив абонентам бонусы за каждого приведенного в компанию клиента. В
InterZet говорят, что более трети новых пользователей приходят к ним по
рекомендациям.
Сейчас как никогда важно сокращение оттока клиентов.
Операторы развивают программы лояльности: дают оборудование в аренду, заключают
долгосрочные контракты. СЗТ, заметив востребованность годичных контрактов, стал
предлагать двухгодичные. По словам аналитиков, ряд провайдеров оказались не
готовы к новым условиям, когда абоненты перестали сами к ним приходить, и начали
терять долю рынка.