С упаковок крабовых палочек исчезнут крабы, а с чипсов — картинки со сметаной, сыром, беконом и прочим. Новый техрегламент запретит изображать на упаковке товара продукты, которые не входят в его состав.
Техрегламент на пищевую продукцию в части ее маркировки,
второе чтение которого Госдумой намечено на апрель, должен стать следующим шагом
после введения обязательной маркировки на содержание ГМО, раскрывающим
потребителю правду о том, что он ест, пишет "Российская газета".
В комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству
как раз закончен сбор поправок в новый законопроект. Председатель
комитета Евгений Федоров пояснил "РГ", что законопроект вводит в России новую
практику маркировки, которая призвана защитить права потребителей, оградив их от
недоброкачественной продукции и позволив получать достоверную информацию о
покупаемом продукте. "Например, есть чипсы известной марки с указанием в
названии — "красная икра". На упаковке написано: "красная икра", нарисована
красная икра, но красной икры там нет. Новый техрегламент потребует от
производителя устранить подобное несоответствие", — говорит депутат.
Как утверждают авторы законопроекта, новые нормы
разрабатывались специально для того, чтобы привести российские правила
маркировки в соответствие с более продвинутыми европейскими стандартами.
Так, в Европе уже давно существует правило об указании на
упаковке аллергенов независимо от количества их содержания в пищевом продукте.
Для России такую норму прописали только сейчас. Также в техрегламенте
зафиксировано требование к производителям избегать таких слов, как
"низкокалорийный", "источник витаминов", "источник белка", если продукт далек от
требований диетологов. Еще одно "пожелание": надписи на упаковке должны быть
контрастными и хорошо читаться.
Между тем представители общественности уверены, что новый
техрегламент вряд ли поможет потребителям лучше ориентироваться в товарах.
Документ, разработка которого началась еще в 2004 году, — это детище
содружества производителей фирменных торговых марок "Русбренд", куда входят все
крупнейшие российские и представленные на нашем рынке зарубежные производители.
Можно предположить, что производители не станут раскрывать всех фирменных
секретов и на этикетке по–прежнему будет немало "белых пятен". Например, в
штыки было встречено предложение писать на упаковке страну — производителя
сырья.
Представители общественности также привлекались к обсуждению
техрегламента, однако далеко не все их предложения были учтены. "Новый
техрегламент соответствует уровню законодательства США 40–летней давности. Его
принятие для России — это откат в прошлое, — считает президент
Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Так, в
документе отсутствует требование указывать на этикетке содержание сахара, соли,
жиров, то есть тех ингредиентов, потребление которых человек должен
ограничивать". Если бы такое требование было прописано в регламенте,
замечает представитель общественности, в первую очередь пострадали бы
производители тех же чипсов, шоколадных батончиков и прочих так называемых
снеков: потребление их продукции пошло бы на спад.