По Петербургу прошла волна спам–рассылок, якобы продающих возможность следить за сотовым абонентом или читать чужие sms. Доход от подобных сервисов в России — около $100 млн.
Услуги "sms–перехватчиков" и приложений наподобие "узнай,
где находится твоя подруга" предлагаются контент–провайдерами самого разного
масштаба, в том числе входящими в десятку лидеров рынка. Сотовые операторы лишь
предоставляют короткие номера.
В "Мобильных ТелеСистемах", "Билайне", "МегаФоне" заявляют,
что без их оборудования перечисленные услуги оказывать невозможно, а доступа к
нему у сторонних организаций нет. Операторы могут предоставить услугу
определения местоположения абонента только с его согласия. А чтение чужих sms и
вовсе противоречит закону. Так что операторы сомневаются в возможности оказания
таких услуг контент–провайдерами.
Впрочем, последние и не делают вид, что этим занимаются.
"Надо отличать реальные услуги определения местоположения
абонента от услуг, которые являются развлекательными", — подчеркивает Кирилл Шрамко,
генеральный директор ЗАО "Мобикон" (контент–провайдер INFON). Фактически такие
программы лишь имитируют слежку и показывают перемещение несуществующего
абонента.
"Перехватчик sms — это тоже игра, это вымысел. Никакого
реального перехвата сообщений в ней нет. Но, имея такое приложение на телефоне,
человек может разыграть своих друзей. В этом и состоит смысл игры", — объясняет
Шрамко. Он отмечает, что обращений клиентов, которые хотели получить одну
услугу, а приобрели другую, очень мало.
Юристы не видят ничего предосудительного в таких услугах.
Главное — чтобы на сайте провайдера была полная информация о них, а в рекламе —
соответствующая ссылка, пусть даже мелким шрифтом. "Если покупатель не читает
этикетку, кто в этом виноват?" — говорит адвокат Александр Мисанов.
Операторы тоже не собираются отвечать за своих неосторожных
абонентов. Глава агентства Telecom Daily Денис Кусков
убежден, что они и не будут бороться с контент–провайдерами, предлагающими
"сомнительные" услуги. "Операторам невыгодно, чтобы контент–провайдеров
становилось меньше, потому что те делятся с ними выручкой", — рассуждает
Кусков.