Сотовая связь может спасти мировые экономики

По данным Международного телекоммуникационного союза (ITU), начиная с 2000 года число абонентов сотовой связи во всем мире росло ежегодно в среднем на 24%, и к 2008 году их количество превысило 4 млн. Во многих странах уровень проникновения сотовой связи превысил 100% (например, в Сингапуре или Гонконге). Однако в мире остаются достаточно крупные ненасыщенные рынки. Например, Индия, где проникновение составляет порядка 25%, или Нигерия с показателем 30%. Об этом пишет BFM.

"Основная масса сотовых телефонов будет продана на рынках развивающихся стран, где также наиболее активно будет развиваться бизнес мобильных операторов", — соглашается с выводами доклада ведущий аналитик Mobile Reaserch Group Эльдар Муртазин.
По прогнозам аналитической компании Ovum, основными источниками роста мировой абонентской базы станут рынки Индокитайского региона (включая Китай, Индию, Пакистан и Бангладеш), Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. В этих странах среднегодовые темпы роста абонентской базы составят порядка 21%, и к 2013 году проникновение сотовой связи достигнет около 67% против 40% по итогам 2008 года.
Как отмечается в отчете ITU, среди операторов, наиболее активно осуществляющих экспансию на развивающиеся рынки, — индийская компания Bharti Airtel, норвежская Telenor, южноафриканская MTN, египетская Orascom Telecom, кувейтская Zain и подразделение Vodafone — Vodacom.
Темпы роста телекоммуникационной отрасли в целом, и в частности сотового рынка, замедлятся. По оценкам аналитической компании Idate, в 2009 году объем доходов от услуг связи составит около $1,417 трлн. По итогам 2008 года темпы роста сектора мобильной связи снизились с 12% (в 2007 году) до 8%, а его оборот составил около $742 млрд. Сотовый рынок формирует порядка 54% всего объема доходов телекоммуникационного рынка и остается главным драйвером его роста. Несмотря на постоянный рост абонентской базы сотовых операторов, среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) постоянно снижается. По итогам 2008 года он сократился до $17,5.
"Сейчас у мобильных операторов сложная ситуация с финансированием, нет такого легкого доступа к денежным средствам, как было до 2009 года, — говорит директор по внешним связям "Telenor-Россия" Анна Иванова-Галицина. — Операторам будет непросто внедрять новые дополнительные услуги, требующие значительных капвложений. В то же время абоненты будут более экономны в тратах на сотовую связь, начнут следить за своим мобильным счетом. На развивающихся рынках у операторов сейчас больше возможностей для роста".
Абоненты в развитых странах могут сократить расходы на пользование мобильной связью или вовсе предпочесть ей фиксированную, также говорится в отчете ITU. Эксперты ComNews Research также уверены, что в 2009 году можно будет говорить о заметном снижении объема потребляемых услуг сотовой связи.
Помимо сокращения трат на сотовую связь сотовые абоненты в развитых странах будут откладывать приобретение новых телефонов, в то время как на рынках развивающихся стран продажи мобильных телефонов будут активно расти.
С этими прогнозами ITU согласны эксперты: уже в четвертом квартале 2008 года, по данным IDC, объем поставок сотовых телефонов в мире по сравнению с аналогичным периодом 2007 года упал на 12% — с 330,8 млн до 289 млн штук. По оценкам аналитической компании Strategy Analytics, продажи сотовых телефонов по итогам 2009 года сократятся примерно на 9%.
Впрочем, падение спроса вряд ли коснется бюджетных моделей сотовых телефонов — наоборот, их доля в общей доле продаж существенно увеличится. Эльдар Муртазин поясняет: "Продажи бюджетных аппаратов не росли, поскольку их рост искусственно ограничивался. Но сейчас в кризисных условиях вендоры вынуждены расширять свои бюджетные линейки. Сейчас в России доля продаж таких телефонов составляют порядка 50%, и в будущем будет только расти". Так, средняя цена на аппараты Nokia уже составляет порядка 79 евро.