В то время как морозы к новогодним праздникам сильно крепчают, страсти на дорогах с той же силой накаляются. Очереди на границах России с Финляндией, Латвией и Эстонией, похоже, готовы достигнуть своих рекордных отметок.
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков
(АСМАП), на пунктах пропуска российско-латвийской границы скопилась
очередь из более 1 тысячи грузовых автомобилей. Из-за очередей водители
затрачивают на простои более половины времени всего пути.
"Все усложняется еще и тем, что в праздники приоритет отдается
туристам и частным лицам, на обслуживание которых бросают все силы
таможенные работники. И хотя, в сами праздники, количество грузовых машин
заметно уменьшится, нельзя быть уверенным, что после Нового года ситуация
стабилизируется", - комментирует Александр Дацюк, руководитель регионально
отделения АСМАП.
Традиционно на новогодние праздники туристы едут в страны Европы,
поэтому, для снижения нагрузки, на таможне жертвуют грузовыми
перевозками. Ожидается, что в эти праздничные дни границу с Финляндией пересекут
20 тысяч человек.
По трассе "Скандинавия" (Е18) через пункт пропуска "Торфяновка"
до Хельсинки примерно 400 км - это в среднем 3-4 часа пути. При этом на
прохождение границы, особенно в обратном направлении, грузовой транспорт может
потратить и полдня, несколько суток.
Читайте также:
На российско-польской границе появился "зеленый" коридор
Подготовка водителей-международников к рейсу в последнее время
напоминает спецоперацию из американских фильмов или сборы в долгую
экспедицию на Северный полюс: запас еды, воды, теплых вещей, медикаментов. Жены
водителей заранее прячут новогодние подарки в кабине, на случай, если все же
мужьям придется встречать праздник в машине. Ведь количество часов или дней,
потраченных на границе, предсказать сложно.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков уже
фиксирует отток специалистов: самые лучшие водители уходят на другие виды
перевозок. Российские специалисты уходят в том числе и в зарубежные компании, а
значит, уменьшается поступление налогов от перевозок в российский бюджет.
Простои на границе - это и серьезная угроза безопасности
движения. Накопившаяся за время ожидания в очередях на таможне
усталость - причина повышения аварийности. Психологическое напряжение приводит к
самым нелепым ДТП. К тому сейчас ситуация осложняется и погодными условиями.
С февраля 2010 года таможенным органам на международных
автомобильных пунктах пропуска были переданы функции Ространснадзора,
Фитоконтроля, санитарного контроля и ряда других служб. Нагрузка на конкретного
специалиста возросла, а количество самих таможенников практически осталось
неизменным.
Платить за проблемы на границе, в конечном счете, придется
обычному потребителю. Пока водители теряют драгоценное время в
ожидании, возрастают цены на перевозку. Товары, в свою очередь, только
дорожают.
Праздники пройдут, и после них опять возобновится активный
товарооборот между странами. Если ситуация на границах не изменится, это может
привести к нежелательным последствиям. Машин может скопиться так много, что на
подходах к пограничным переходам и местам расположения таможенных постов в
Санкт-Петербурге и ближайших пригородах движение будет просто заблокировано.