Российская сеть супермаркетов "Патэрсон" продаст три своих магазина в Киеве. Акционеры сети Алексей и Константин Мауергаузы поручили организовать сделку по продаже бывшему заместителю генерального директора сети Николаю Габышеву, который в прошлом году учредил ИК Pollyana Capital Partners.
"Решение "Патэрсона" продать свои магазины в Киеве
еще раз подтверждает, что рынок Украины оказался невыгодным для развития
ритейлера. Еще в 2004 году, когда "Патэрсон" только-только начал выходить
на рынок Украины, стало ясно, что этот план обречен на провал. Вместо
заявленных 30 магазинов на территории страны за 2 года компания открыла всего 2
универсама в Киеве. А до конца 2007 года в столице Украины будет открыто только
три новых магазина", - пояснила dp.ru аналитик ИФК "Алемар"
Екатерина Стручкова.
"Неудача "Патэрсона" во многом связана с тем, что ритейлер стремился не отставать от конкурентов и стать номером один хотя бы на Украине. "Патэрсон" планировал купить там местного игрока. Однако компания столкнулась с тем, что у населения гораздо более низкие доходы, чем в России, соответственно, нет возможностей для роста покупательной способности. Кроме того, на Украине очень высокий уровень бюрократии. Однако сам рынок розничной торговли развивается довольно динамично, местные сети, такие как "Фуршет" и "Сiльпо", уверенно держат позиции и не намерены уступать долю рынка российским ритейлерам", - считает она.
"Что касается самого "Патэрсона" и слухах о его возможной продаже "Седьмому континенту" и X5 retail group, то нам об этом мало что известно. В целом, показатели у "Патэрсона" неплохие: по предварительным данным, выручка в 2007 году составила 12,890 млн руб., чистая прибыль - 656 млн руб., EBITDA - 1,326 млн руб. Кроме того, с рентабельностью у "Патэрсона" тоже все в порядке: рентабельность по EBITDA 07 составляет 10,3%, рентабельность по чистой прибыли 07 составляет 5%", - заметила Стручкова.
"Возможно, "Патэрсон" заложил в стратегию своего развития чересчур амбициозные планы и потерпел неудачу. Наглядный пример - та же Украина. Также ритейлер собирался еще в 2007 году провести IPO, но эта идея также не воплотилась в реальность. Скорее всего, акционеры "Патэрсона" не видят дальнейших для себя путей развития кроме как продажу профильному инвестору. Тем не менее, пока на рынке официальных сообщений об этом не было", - рассказала она.
"Неудача "Патэрсона" во многом связана с тем, что ритейлер стремился не отставать от конкурентов и стать номером один хотя бы на Украине. "Патэрсон" планировал купить там местного игрока. Однако компания столкнулась с тем, что у населения гораздо более низкие доходы, чем в России, соответственно, нет возможностей для роста покупательной способности. Кроме того, на Украине очень высокий уровень бюрократии. Однако сам рынок розничной торговли развивается довольно динамично, местные сети, такие как "Фуршет" и "Сiльпо", уверенно держат позиции и не намерены уступать долю рынка российским ритейлерам", - считает она.
"Что касается самого "Патэрсона" и слухах о его возможной продаже "Седьмому континенту" и X5 retail group, то нам об этом мало что известно. В целом, показатели у "Патэрсона" неплохие: по предварительным данным, выручка в 2007 году составила 12,890 млн руб., чистая прибыль - 656 млн руб., EBITDA - 1,326 млн руб. Кроме того, с рентабельностью у "Патэрсона" тоже все в порядке: рентабельность по EBITDA 07 составляет 10,3%, рентабельность по чистой прибыли 07 составляет 5%", - заметила Стручкова.
"Возможно, "Патэрсон" заложил в стратегию своего развития чересчур амбициозные планы и потерпел неудачу. Наглядный пример - та же Украина. Также ритейлер собирался еще в 2007 году провести IPO, но эта идея также не воплотилась в реальность. Скорее всего, акционеры "Патэрсона" не видят дальнейших для себя путей развития кроме как продажу профильному инвестору. Тем не менее, пока на рынке официальных сообщений об этом не было", - рассказала она.
"Розничный рынок Украины в перспективе может быть очень
интересен для российских ритейлеров (Киев здесь стоит на первом месте), но
добиться высоких темпов роста сразу в обеих странах достаточно сложно. Рост
сразу на двух рынках требует значительных инвестиций. За все время работы на
украинском рынке "Патерсон" смог открыть всего три магазина и, похоже, акционеры
изменили свои планы относительно дальнейшего развития в этой стране", - говорит
аналитик "Собинбанка" Александр Шелестович.
"Причиной здесь могли стать как административные сложности
(в настоящее время украинская власть не лучшим образом относится к российскому
бизнесу), так и низкий спрос со стороны населения на дорогие “форматы”. Не
получив за несколько лет значимой доли рынка и не сделав себе известное имя
компания не может рассчитывать на все те преимущества, которые дает именно
“сетевой” ритейл (скидки от поставщиков, высокая лояльность потребителя, лучшие
торговые площади) и скорее всего сконцентрируется на ключевом для себя
российском рынке", - счиатет он.
По данным игроков рынка, в конце 2007 года велись переговоры
с Goldman Sachs Deutsche Bank о продаже всей российской сети "Патэрсон".
Акционеры также направляли свои предложения по продаже сети российским "Седьмому
континенту" и "Альфа-групп".
Читайте также:
"Патэрсон"
По оценкам аналитиков рынка, весь "Патэрсон"
оценивается примерно в $600 млн.
В ноябре 2006 года "Патэрсон" сообщал о планах в 2007 году
открыть 25 собственных универсамов, в том числе на Украине - пять, а также 10
магазинов на условиях франчайзинга.