В 2002 году глава китайской корпорации Haier Чжан Жуйминь был признан идеалом китайского бизнесмена. Не последнюю роль в этом сыграл его талант антикризисного управленца.
После 30 лет социалистического управления завод
холодильников из города Циньдао, что в Китае, представлял собой жалкое зрелище.
Месячный выпуск едва достигал 80 штук, денег на зарплату рабочим не хватало.
Но в начале 1980–х годов материковый Китай приоткрыл двери
западным компаниям, одной из которых был немецкий многопрофильный концерн
Liebherr. Немцы предложили владельцу завода — администрации города —
купить технологии и оборудование Liebherr. Так родился промышленный гигант Haier
Group.
Поднимать завод в 1984 году по приказу партии был отправлен
Чжан Жуйминь, сын текстильного рабочего, служивший в правительстве Циньдао еще
со времен "культурной революции". Недостаток формального образования Чжан с
лихвой компенсировал самообразованием, активно изучая западный и восточный опыт
менеджмента.
Читайте также:
Антикризисные истории: кто спас Nike
Но такие ситуации не описывали даже западные учебники. Надо
сказать, что холодильник в Китае в то время был предметом роскоши. Его цена
соответствовала примерно двухгодовой зарплате рабочего завода. При этом качество
изделий было ужасным. И все–таки Чжан справился. Он взял кредиты у нескольких
сельхозкооперативов, чтобы погасить долги по зарплате в счет будущей продукции,
и начал создавать корпоративную культуру, о которой работники не имели
представления.
В историю он вошел со следующим случаем. В компанию
обратился покупатель с жалобой на неработающий новый холодильник.
Чжан решил лично обслужить клиента и обнаружил, что
полсклада готовой продукции было забито неработающей техникой. Тогда он дал
кувалды всем работникам и приказал уничтожить все найденные им бракованные
холодильники со словами: "Если мы пустим их в продажу, мы усугубим положение
фабрики и закроемся".
К пяти японским принципам: seiri (отбросить ненужное),
seiton (упорядочить инструменты), seisoh (убирать рабочее место), seiketsu
(быть чистым), shitsuke (соблюдать дисциплину) Чжан добавил шестое "s" — safety
(безопасность).
Над расслабленными пролетариями нависла угроза увольнения за
несоблюдение принципов, ситуация начала улучшаться. Глядя на успехи Чжана,
власти поручили ему реанимацию еще нескольких заводов Циньдао, находящихся в не
менее бедственном положении. Так помимо холодильников "рефрижераторный завод
Циньдао" начал производить другую бытовую технику — микроволновые печи и
кондиционеры.
За 15 лет разваливающийся китайский заводик стал одним из
лидеров мирового рынка белой техники, а объем продаж вырос более чем в 10 тыс.
раз: с 3,5 млн юаней в 1984 г. до 40,6 млрд юаней в 2000 г. Помимо стран
третьего мира продукция Haier производится даже в США. А сам Чжан Жуйминь входит
в число 50 самых влиятельных менеджеров мира.