Нас удивляет обыкновение американских родителей поощрять своих чад за успехи в учебе долларом-двумя, а Ницше писал, что не только деньги были формой всеобщего обмена. В древних обществах эту роль выполняли боль и страдание.
Из документов прошлых эпох следует, что значительная часть
платежей осуществляется в виде причинения боли, членовредительства по отношению
к преступнику. За кражу - столько-то палок или отрубание руки, убийство могло
наказываться убийством же.
Такой способ взаиморасчетов предшествовал товарно-денежным
отношениям. Ницше пишет, что боль не стала универсальной валютой только потому,
что из нее тяжело чеканить монету.
Такая валюта имеет хождение до сих пор, но в форме не
физической, а моральной боли. В кругу родственных отношений в уплату вместо
денег принимаются упреки и прочие причинения страданий.
Покупательница говорит торговцу Гиви: "Нравятся мне ваши
апельсины, но денег нет". Гиви на это: "Бери, красавица, а за это я тебя 3 раза
ущипну". Абсурдно? Но если на месте покупательницы сын Гиви, которому отец дает
апельсин со словами: "Бери, но сначала я тебя отшлепаю за вчерашнее"? Такое
бывает сплошь и рядом.
Читайте также:
Деньги как плод воображения
Ближний круг по-прежнему управляется архаической валютой. В
жизни ближнего круга можно обнаружить даже капитализацию этой альтернативной
валюты. Когда жена говорит мужу: "Ты неудачник, зачем я за тебя вышла?" — она
что-то явно извлекает из этого. Это есть форма компенсации ее душевной боли.
Там, где нет денежных отношений, боль приносится в уплату.
Функция денег в том, что они позволяют вступить в контакт с
первым встречным, незнакомым, кем угодно. Деньги — это универсальное средство
коммуникации. Если они есть, то это повод зайти в любую открытую дверь. По этому
признаку мы можем определить, где находится общество.
Если внутренняя валюта страданий преобладает, а деньги
играют незначительную роль (как в России или Южной Италии), общество архаично.
Наоборот, в наиболее продвинутых экономиках деньги внедрены и в ближний круг.
Например, в американском обществе принято платить ребенку за хорошие оценки
деньгами. Там это автоматически слилось с распадом ближнего круга, поэтому тот
же индеец Роро знает до 30 названий родства, а многие американцы не знают имени
своего деда.
Тем самым мы получаем тот континуум гражданского общества,
где права первых встречных важнее прав родственников.