"Деловой Петербург" составил список из 10 ошибок в строительной сфере, сделанных при губернаторе Валентине Матвиенко.
Именно они, по мнению
застройщиков, привели к росту цен на жилье.
Прокомментировал данные ошибки "Деловому Петербургу" вице–губернатор
Александр Вахмистров, который почти 10 лет отвечал за строительство в
городе.
1. Переход от инвестиционно–тендерной комиссии (ИТК) к торгам
городскими участками под застройку: низкая скорость подготовки
документов резко сократила число участков, предоставляемых под застройку.
Это привело к сокращению предложения на рынке земли, ее дефициту и,
соответственно, повышению цены.
Вахмистров: "Во–первых, был федеральный закон, который
обязал нас
проводить торги на участки,
предоставляемые под жилищное строительство. Во–вторых, мы всегда следили за
количеством земли, введенной в оборот, и не допускали, чтобы продавались лишь
один–два участка и образовывался дефицит. За эти годы многие фирмы даже сделали
себе большой задел".Читайте также:
Дмитрий Медведев станет Путину не нужен
2. Неэффективная работа с естественными монополистами ("Водоканал",
"Ленэнерго", ТЭК): городские чиновники так и не смогли взять на себя
вопрос с подключениями, а переложили его на застройщиков. Стоимость подключений
и согласований возросла. И все это строители заложили в затраты на
строительство.
Вахмистров: "Введение платы за присоединение к сетям тоже
требовало федеральное законодательство. Эта плата устанавливается региональной
комиссией в зависимости от дефицита мощностей. Причем в Петербурге эта плата не
намного выше, чем в других субъектах РФ. Подключение электричества на 1 м2
обходится в $100–300".
3. Отсутствие реально работающей городской программы ипотечного
кредитования: основная масса заемщиков обращалась за кредитами в
обычные коммерческие банки. Процентные ставки, даже до кризиса высокие по
сравнению с европейскими, не позволяли взять кредит на покупку жилья большинству
из среднего класса.
Вахмистров: "По количеству ипотечных кредитов Петербург
всегда был впереди. У нас реализуется пять таких программ. До 1 млрд рублей мы
выделяли по этим программам на поддержку покупательского спроса".
4. Способствование появлению небольшого круга основных застройщиков,
в частности создание статуса стратегического инвестора. Появились возможности
для ценового сговора.
Вахмистров: "Единственный стратегический инвестор из тех,
кто строит у нас жилье, — это Олег Дерипаска. Он все участки приобрел на
торгах. Всего в Петербурге насчитывается около 100 компаний, возводящих дома.
Поэтому просто глупо подозревать нас в том, что мы развили ценовой сговор. Цена
определяется соотношением "спрос–предложение".
5. Акцент на комплексную застройку территорий: в
Смольном рассчитывали, что квартальная застройка позволит продавать по более
низким ценам. В итоге в кризис инвестиции оказались заморожены на ранней
стадии.
Вахмистров: "Это бредни. Комплексное
освоение — это только одно из движений нашей деятельности. Небольших
участков было очень много, например, 56, 57, 59–й кварталы продавались
лотами".
6. Отсутствие контроля за распределением средств дольщиков:
отдельные компании построили финансовые пирамиды, используя деньги
дольщиков для закладки новых проектов. Это выяснилось при вступлении в силу
Закона №214.
Вахмистров: "Строители тоже за этой проблемой должны
следить. Любой строитель вкладывает деньги дольщиков в новые проекты, но не
забывайте, что, когда он их вкладывает, они уже являются выручкой его
компании".
7. Игнорирование проблем производства стройматериалов:
отсутствие инвестиций в обновление производств привело к тому, что на
рынке почти не было современных технологий. При этом отдельные компании заняли
монопольное положение, контролируя всю цепочку стройматериалов, необходимых для
домостроения.
Вахмистров: "Это чушь. У нас самая развитая промышленность.
Когда я пришел на работу вице–губернатором, 8% всей продукции было
отечественным, а все остальное — импортным. Сейчас у нас импортных товаров
всего 5–6%".
8. Бездействие в отношении собственников неосваиваемых участков в
центре города: на растущем рынке многие владельцы земли предпочитали не
использовать ее под застройку, а держать для последующей перепродажи.
Вахмистров: "Если это частная собственность, то власти никак
не могут повлиять на решение собственника о продаже участка. Мы можем только
проконтролировать, чтобы там было установлено ограждение, не жили бомжи,
проверить технику пожарной безопасности".
9. Отсутствие единой градостроительной политики с властями
Ленобласти: городские застройщики практически не имели связи с
чиновниками Ленобласти, поэтому у них не было возможности застраивать
пригородные территории. Это жилье в доступных для горожан районах могло бы
сократить спрос.
Вахмистров: "В Ленобласти строится очень много жилья.
Область развивается за счет города. Что касается градостроительной политики, то
по генплану все пограничные вопросы согласованы с правительством
Ленобласти".
10. Нерешенность проблемы расселения коммуналок: без
городских программ по расселению самим девелоперам очень сложно договориться с
жильцами. Использование домов с коммуналками в центре увеличило бы
предложение.
Вахмистров: "Тезис правильный. Сейчас бизнес снял все сливки
и оставил нам самые сложные коммуналки. Сама программа расселения коммунальных
квартир идет очень успешно".