Россияне потеряли уверенность

Индекс потребительской уверенности россиян в III квартале 2010 года упал после роста в течение 5 кварталов подряд. Это негативный сигнал для торговли.

Индекс потребительской уверенности отражает совокупные потребительские ожидания населения. По данным Росстата, в III квартале 2010 года он снизился по сравнению со II на 4 процентных пункта и составил -11%. Россияне стали хуже оценивать прошедшие и ожидаемые изменения в экономике и в личном материальном положении.
Ухудшение экономической ситуации в России в течение следующих 12 месяцев прогнозируют 24% респондентов против 17% во II квартале. Ухудшение своего материального положения предвидят 18% опрошенных против 13% во II квартале. При этом 81% респондентов против 73% во II квартале полагают, что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги.
"Главным событием, негативно повлиявшим на настроение населения, стала аномальная жара в Центральной России и ее последствия в виде пожаров, смога, засухи и, главное, совпавших с ними по времени ростом цен и дефицитом отдельных продуктов", — считает Дмитрий Ширяев, ведущий консультант компании "ФинЭкспертиза". По мнению эксперта, россияне опасаются инфляции, в том числе из–за планируемого повышения налогов с будущего года: предприятия перенесут свои повысившиеся расходы в цены товаров и услуг.
Следствием перемен в умонастроениях россиян будет замедление потребления, говорит аналитик Альфа–банка Наталья Орлова, а это негативный сигнал для торговли и для всех компаний, обслуживающих конечный спрос.