Федеральные и региональные власти пока так и не договорились об отмене транспортного налога, хотя обещанный по этому поводу рост акцизов на топливо уже привел к взрывному росту цен.
На этой неделе нефтяные компании одна за другой начали
заявлять о сокращении цен на топливо, в первую очередь дизельного. К примеру, в
официальном сообщении ОАО "Газпром нефть" от 14
февраля говорится, что 12 февраля во всей сети АЗС этой компании цены на солярку
снижены на 1 рубль за 1 л, а всего с конца января ее стоимость упала на 2,5
рубля за 1 л.
Статистика пока отмечает в Петербурге лишь незначительное
(на 0,74 рубля) снижение стоимости дизельного топлива и на 0,23-0,3 рубля -
бензина. Тем не менее уже к марту цены на солярку могут упасть до 24 рублей за 1
л.
Такая динамика объясняется государственными СМИ как
следствие недавнего строгого разговора премьера РФ Владимира Путина с главами
нефтяных компаний и его требования срочно снизить цены. Правда, февральское
падение цен эксперты рынка прогнозировали еще в декабре, и какова в этом заслуга
Владимира Путина, можно спорить.
Розничные цены на топливо вслед за инфляцией понемногу
поползли вверх еще летом прошлого года. Но стоимость дизтоплива побила все
рекорды: всего за месяц оно подорожало на 25%.
Читайте также:
Петербургский бензин за неделю подешевел на 0,6%
У нефтяных компаний и владельцев сетей АЗС подготовлен
большой набор объяснений резкого роста цен. Во-первых, стоимость нефти на
мировом рынке выросла за год на 40%. Правда, в цене бензина на АЗС доля цены на
нефть - 15-25%.
Куда более веская причина роста цен - новый техрегламент на
топливо. Из-за этого, говорят нефтяники, им пришлось перестраивать работу
нефтеперерабатывающих заводов. Действительно, в результате инициированного
Владимиром Путиным расследования ФАС выяснилось, что в октябре, когда дефицит
дизтоплива в стране достигал 50%, больше десятка российских НПЗ проводили
регламентные работы и не выпускали cолярку. Однако переход на "Евро-4" готовился
много лет, и почему заводы заранее не модернизировали производства - предмет
отдельного исследования.
Самой же важной причиной подорожания топлива стал резкий
скачок размера акцизов. Как рассказывает глава Нефтяного клуба петербурга Олег Ашихмин, акциз на
дизельное топливо вырос более чем в 2 раза, до 2,7 тыс. рублей за 1 т, а на
бензин - в среднем на 60%, до 5 тыс. рублей за 1 т.
Идея резкого повышения акцизов с 1 января 2011 года
обосновывалась правительством планами по отмене транспортного налога. Судя по
происходящему, первая часть плана была выполнена в полной мере, а вот об отмене
налога власти пока только размышляют.
Акциз на топливо уплачивается в федеральный бюджет, и способов перенаправить часть от его сборов в казну города пока нет. Как отмечает заместитель главы "Кортеса" Павел Строков, в прошлом году базовая ставка налога уже была снижена вдвое, но поправочные коэффициенты, которыми могут оперировать региональные власти, позволяют нивелировать эту разницу.
Акциз на топливо уплачивается в федеральный бюджет, и способов перенаправить часть от его сборов в казну города пока нет. Как отмечает заместитель главы "Кортеса" Павел Строков, в прошлом году базовая ставка налога уже была снижена вдвое, но поправочные коэффициенты, которыми могут оперировать региональные власти, позволяют нивелировать эту разницу.
С момента повышения акцизов власти Петербурга так и не
высказались о том, когда будет отменен транспортный налог. Остается надеяться,
что в эти дни идет напряженная работа по согласованию механизмов
перераспределения доходов от акцизов и за спланированным властями ростом цен на
бензин все-таки последует отмена транспортного налога.
Справка: 6 млрд рублей транспортного налога было уплачено
автовладельцами в бюджет Петербурга в 2010 году. На бензин и дизтопливо водители
Петербурга тратят около 400 млрд рублей в год. За 2 зимних месяца высоких цен на
солярку, когда цены подскочили с 20 до 27 руб./литр, в РФ продано дизтоплива
примерно на 100-130 млрд рублей, что на 35 млрд рублей больше, чем если бы цены
не повышались. В Петербурге 30% продаваемого топлива приходится на солярку. Все
360 городских АЗС в среднем продают по 8 тыс. литров дизтоплива в сутки. В
декабре-январе его было продано примерно на 4,6 млрд рублей. Из-за подорожания
петербуржцы потратили на него на 1,2 млрд рублей больше. Эта разница на 20%
больше начисленного за этот же период транспортного налога.