В Госдуму внесен законопроект, запрещающий рекламу лекарств. Это ударит прежде всего по отечественным фармацевтическим компаниям, а в выигрыше могут оказаться производители биологических добавок.
Поправки в Закон "О рекламе" сегодня внес депутат фракции
"Справедливая Россия" Антон Беляков, передает РИА "Новости". Согласно законопроекту, реклама лекарств,
медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в
местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров и
конференций, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических
работников специализированных печатных изданиях. Рекламы медицинских услуг
нововведения не коснутся.
Мотивируя свою инициативу, депутат указывает на
"бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств". "В результате
вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль
таблеткой, которая, судя по рекламе, "сильнее боли", а потом, к несчастью,
узнает, что у него опухоль головного мозга", — пугает Антон Беляков.
До 70% россиян предпочитают самолечение посещению врача,
подсчитал депутат. В результате около 5% больных, поступающих в медицинские
заведения, являются жертвами самовольного приема лекарств, от бесконтрольного
употребления таблеток больных умирает в 10 раз больше, чем от ошибок
хирургов.
Рекламный рынок России, по оценке J´son&Partners,
составил в 2008 году $10,4 млрд. На рекламу лекарственных средств было потрачено
9,9 млрд рублей. На рекламу в специализированных медицинских изданиях
фармацевтические компании тратят около $27 млн в год, подсчитали в компании
Comcon.
Запрет на рекламу "больно ударит прежде всего по
отечественным производителям", — считает директор по маркетинговым
исследованиям компании "Фармэксперт" Давид Мелик–Гусейнов. "Подавляющее
большинство отечественных компаний производит в основном продукцию массового
спроса, которая имеет статус безрецептурной. Это такие лекарства, как арбидол,
пенталгин, компливит и другие", — объясняет он.
Пользы для граждан от запрета на рекламу лекарств не будет,
полагает Давид Мелик–Гусейнов. По его словам, люди переключатся на дешевые,
морально устаревшие лекарства. Так, самый популярный "сердечный" препарат —
корвалол, который нигде не рекламируется и продается без рецепта. Между тем он
содержит опасные компоненты и во многих странах относится к рецептурным
препаратам.
Выиграют от запрета рекламы производители биологически
активных добавок (БАДов), считает директор по маркетингу фармацевтической
компании "Материа Медика" Яков Зильберман. Эти продукты не являются
лекарственными средствами, однако многие потребители этого не понимают. Однако
Яков Зильберман не склонен драматизировать ситуацию. "Изменятся модели
продвижения лекарств, — говорит он. — Например, усилится работа с
врачами".
Реклама лекарственных средств запрещена в таких странах, как
Азербайджан и Тунис. В США, наоборот, разрешено рекламировать даже лекарства,
продающиеся только по рецептам.