Спустя год с начала кризиса оказалось, что в Петербурге сложнее всего найти работу директорам по IT, а самые большие шансы трудоустроиться — у директоров по продажам.
Анализ числа и качества вакансий и резюме, размещенных на
портале hh.ru с января 2008 года по ноябрь 2009 года, показывает: cпрос на
топ–менеджеров в Петербурге начал падать еще в июне 2008 года. Пик пришелся на
середину октября 2008 года. С начала текущего года начался медленный
нестабильный рост. За последние 3 месяца (с августа по октябрь) спрос на
руководителей высшего звена достиг уровня октября 2008 года.
Сегодня петербургским компаниям нужны руководители отделов
продаж (25% всех вакансий в категории "высший менеджмент"), топы в
производстве
и строительстве (9 и 8% соответственно), а также
административные директора (8%). По остальным позициям востребованность не
превышает 2–3%.
Такие показатели могут быть объяснены тем, что анализируются
только вакансии, размещенные в Интернете (а это не единственный источник поиска
персонала). Однако, как показало последнее исследование Morgan Hunt, около 60%
работодателей ищут именно на job–сайтах.
Что касается соотношения вакансий и откликов на них, то, по
данным hh.ru, оно всегда было высоким. Так, еще в апреле 2008 года в среднем на
одну вакансию топ–менеджера приходилось более 50 откликов в Петербурге и более
80 — в Москве. В кризис этот показатель вырос в несколько раз.
Сегодня он составляет в среднем 200 откликов на одну
вакансию. Это свидетельствует не только и даже не столько о высоком проценте
сокращенных топов, сколько о желании уволенных специалистов среднего звена
попробовать в кризис перейти на более высокую должность.
В выгодном положении с точки зрения поиска работы находятся
директора по продажам или коммерческие директора: на одну вакансию претендует
меньшее число соискателей, чем на другие руководящие должности. В самой сложной
ситуации находятся IT–директора.
По мнению вице–президента и коммерческого директора Digital
Design, в недавнем прошлом регионального директора Kelly Services, Алексея
Зеленцова, причин низкой востребованности IT–директоров несколько.
"Во–первых, на топовую должность могут претендовать просто
хорошие специалисты, не обязательно политики или стратеги, — говорит он. —
Во–вторых, во многих компаниях роль IT в развитии бизнеса серьезно
недооценивается и оптимизация ведется за счет сокращения издержек в этой
области, в том числе и за счет персонала. Соответственно, растет количество
соискателей".
В Петербурге лидирующие позиции по доходам занимают
генеральный и финансовый директора. Работодатель готов платить им около 120 тыс.
и чуть больше 100 тыс. рублей соответственно. Директору по маркетингу предлагают
самую скромную среди топовых позиций зарплату — не более 60 тыс. рублей.
Самое большое несоответствие между предлагаемой
работодателем и ожидаемой соискателем зарплатой наблюдается по позиции
IT–директора. Дают в среднем 89 тыс. рублей, а просят (также в среднем) — 105
тыс. рублей. В Петербурге несовпадение между ожиданиями и реальностью намного
выше, чем в Москве.
Директор по развитию IT–компании Serious Роман Завадский
объясняет это разным уровнем специалистов: "Если столичный руководитель в первую
очередь — управленец, то в Петербурге это лишь первоклассный специалист. Так что
работодатели предлагают адекватный уровень оплаты труда. В то же время
петербургские соискатели ориентируются на финансовые условия
москвичей".