РЖД неожиданно предложили провести свои скоростные магистрали через аэропорты Петербурга и Москвы. Представители аэропортов этому обрадовались, эксперты — удивились.
На конференции High Speed Rail World в Мадриде были
обнародованы подробности строительства высокоскоростной магистрали между
Петербургом и Москвой. Как заявил генеральный директор ОАО "Скоростные
магистрали" ("дочка" РЖД) Денис Муратов, трасса может пройти через аэропорты
Шереметьево и Пулково: это "существенно разовьет мультимодальные транспортные
связи на Северо–Западе России".
Консультанты должны определить маршрут к началу 2011 года. В
феврале 2011 года будет объявлен тендер, его итоги подведут через год. На
заключение контракта отводится 6 месяцев, на строительство магистрали — еще
4,5-5 лет. Если соединение аэропортов одобрят, там придется построить
дополнительные терминалы. По словам Дениса Муратова, эти небольшие инвестиции
будут включены в стоимость проекта — около 1,2 трлн рублей.
В "Скоростных магистралях" надеются добиться снижения этой
суммы на 20–40%. Проект реализуется по схеме государственно–частного
партнерства. При этом государство не инвестирует средства в магистраль (затраты
берет на себя подрядчик), а будет платить только за сервис объекта в течение его
жизненного цикла — 30–40 лет.
В аэропортах одобряют идею создания крупных транспортных
узлов на своей базе. "Это отражает европейские тенденции развития", —
отмечают в Пулково. "Мы
готовы рассматривать предложения. Мы и сами выступаем за повышение транспортной
доступности", — говорят в Шереметьево.
Глава "Финэкспертизы" Агван Микаелян уверен, что все
транспортные узлы рано или поздно будут объединять разные виды транспорта. Он
добавляет, что скоростные магистрали на расстоянии до 1 тыс. км — очень
конкурентоспособный вид транспорта, он способен переманить пассажиров обычных
рейсов РЖД.
Старший аналитик ООО "УРАЛСИБ Кэпитал" Анна Куприянова
считает, что за экономию времени готовы заплатить всего 20% пассажиров железной
дороги, новая трасса отобьет трафик в первую очередь у авиакомпаний. В целом, по
мнению эксперта, большого смысла в соединении данных аэропортов нет: москвичи
вряд ли будут улетать из Петербурга, а Пулково после реконструкции сможет
удовлетворить основные потребности петербуржцев.
С ней согласен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Дмитрий Баранов. "Пулково и Шереметьево находятся в черте города. Нет смысла
создавать там станции. Это будет только замедлять движение поездов, —
говорит он. — Кроме того, рядом с аэропортами нет
места".