"Минерашки" разделились на "Ливадию" и "Аркадию"

ВНовой деревне, на берегу Большой Невки, в 1834 году было открыто "Заведение искусственных минеральных вод", чей увеселительный сад простирался до Черной речки.

ВНовой деревне, на берегу Большой Невки, в 1834 году было открыто "Заведение искусственных минеральных вод", чей увеселительный сад простирался до Черной речки. С мая по сентябрь здесь отпускали за плату лечебные ванны, а желающие пили целебные воды, изготовлявшиеся по рецепту известного химика Фриче. Однако здесь не только лечились, но и развлекались на балах. В саду и залах работали буфеты, а владельцы окрестных дач любили устраивать в саду игры. В "Минерашки" вывозил жену - красавицу Наталью Гончарову - Пушкин. Петербуржцы фамильярно называли "Заведение..." "Минерашками". Историк Петербурга Михаил Пыляев писал: "Здесь (в 1840-х годах. - П.А.) 2 раза в неделю по вечерам играл оркестр музыки под управлением капельмейстера Германа, который до этого играл в Павловске. Публика на вечера стекалась в большом количестве; почти вся наша аристократия приезжала сюда в своих экипажах и каталась цугом перед музыкальной эстрадой". В 1848 году сад арендовал Иван Иванович Излер, содержавший до этого небольшое кафе-ресторан на Невском. Новый владелец обнес обширный сад забором, стал брать плату за вход. Он также пригласил в заведение превосходный оркестр Ивана Гунгля и цыганский хор Ивана Васильева, гимнастическую труппу арабов-кабилов, устраивал в саду фейерверки и иллюминации. Рассказывали, что как-то к Излеру пожаловал сам император Николай I. Посмотрел выступления гимнастов. Перед уходом присел на скамейку, подозвал Излера, поблагодарил за удовольствия, которые тот доставляет публике своей деятельностью, и подарил 3000 рублей.
На пике популярности Благодаря усилиям Излера "Минерашки" стали чрезвычайно популярными. В саду работали многочисленные буфеты, кафе, ресторан. В театре цыгане сменяли тирольский хор. Играл оркестр под управлением Ивана Реша. В 1862 году исполнители входящих в моду французских шансонеток заставили забыть и цыган, и тирольцев. В 1869 году здесь прошла оперетта Жака Оффенбаха "Перикола". Где-то в 60-х годах Излер, помимо прочего, показывал двух карликов. Их выдавали за ацтеков, похищенных из таинственного города в Южной Америке. Газеты сообщали: "Карлики - Максимо, 25 лет, и Бартолло, около 20 лет, - четыре фута высоты. Один - недурной наружности мужчина, вторая - девушка, замечательно красивая". Воспользовавшись случаем, предприниматель поднял цену на входной билет до 12 рублей, но богатая публика охотно шла посмотреть на "диво". Любую свою акцию Излер предуведомлял подробнейшей афишей, что позволяло привлечь побольше посетителей. Он широко использовал и технические новшества. Так, зимой 1866 года электрическое освещение, бывшее в середине века редкостью, засияло над катком "Минерашек". Источником питания служил гальванический элемент. Электрические фонари появились на улицах Петербурга лишь 17 лет спустя.
В саду Излера вошла в моду и демонстрация воздушных шаров. Дорогостоящие забавы, в частности изящные по исполнению ледяные статуи и макеты, изображавшие охоту на китов и моржей, окупались благодаря большому наплыву посетителей.
Горящие сады Но всему приходит конец, в том числе и успехам Излера. В начале 1870-х годов сад переходит к некоему Деккеру Шенку, а с 1874 года его арендует Василий Никитич Егарев. Он строит новый театр - "Альгамбра" (в мавританском стиле), где разыгрывались весьма фривольные пародии. 7 (19) августа 1876 года на сцене концертного зала сразу в четырех местах показался огонь, и через час от вокзала и "Минерашек" уже ничего не осталось, кроме театра "Альгамбра". Через год на Смоленском кладбище похоронили и бывшего арендатора сада Ивана Излера, популяризатора французских шансонеток и оперетты. О саде Излера на какое-то время забыли. Но вскоре антрепренер А.Ф. Картавов арендовал одну из его частей и назвал ее "Ливадией". Несколько лет в саду работал ресторан, который, по воспоминаниям современников, "представлял что-то среднее между кафешантаном и театром" и закрылся "за неимением охотников на антрепризу". Каких только ни придумывали в "Ливадии" развлечений, но все было напрасно: прежний поток посетителей возобновить не удавалось. В 1885 году место арендовал московский предприниматель М.В. Лентовский. Он дал "Ливадии" новое имя - "Кинь грусть" и его усилия в деле возрождения сада были довольно успешными. Вместе с партнерами - Г.А. Александровым и Д.А. Поляковым - Лентовский устроил в другой половине бывшего сада Излера театр, зимний сад, эстрадное здание, музейный и китайский павильоны. Эту часть сада стали называть "Аркадией". В конце июня 1882 году здесь тоже вспыхнул пожар. Погибло все. Двое совладельцев впали в отчаяние, но благодаря энергии и предприимчивости Лентовского все сгоревшие постройки были восстановлены за 3 месяца.
Вс по-старому ...В саду снова играл духовой оркестр. Пели приглашенные из Москвы цыгане. В бассейне плавали стерляди, а водопад каскадами низвергался со скал. Регулярно демонстрировался полет воздушного шара. В ресторане предлагали английские и французские вина. На открытой сцене выступали акробаты, фокусники, жонглеры. Во вновь отстроенном театре гастролировали в разное время Шаляпин, Собинов, Нежданова, Вивьен и другие известные артисты. "Аркадия" успешно существовала до начала XX века.