00:0005 марта 199900:00
34просмотров
00:0005 марта 1999
Издательский бизнес в России переживает этап становления. Одним из немногих успешных общероссийских проектов является газета "Московский комсомолец".
<BR><BR>Издательский бизнес в России переживает этап становления. Одним из немногих успешных общероссийских проектов является газета "Московский комсомолец". <BR>Своими соображениями о судьбе издательского бизнеса делится с корреспондентом "ДП" главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.<BR><BR> - Почему рынок прессы в России так узок по сравнению с западным и по ассортименту, и особенно по тиражам? <BR> - Дело в том, что на нашем рынке представлены или газеты и журналы с именем, издававшиеся при советской власти или при царском режиме (у них есть свой читатель, которого они пытаются сохранить), или издания, которые вторглись на рынок недавно. Сделать это оказалось легче всего бульварной прессе - по типу газеты "Мегаполис", "Экспресс-газеты" и подобным, четко занявшим свою нишу, которую одно время ошибочно отдавали "Московскому комсомольцу". Другие виды изданий очень часто оказывались невостребованными с точки зрения нормальных бизнес-проектов. При малых тиражах и отсутствии постоянной рекламы не может самоокупаться нормальная структура редакции, где при ежедневном выпуске на одного журналиста работают шесть технических работников - такое соотношение, например, у нас. Рекламу даст полноценный и устойчивый средний класс, пестрота представителей которого позволит издавать массу специфичных журналов по профессиям и интересам. <BR>А тиражей у газет нет, поскольку сегодня редкость, чтобы человек мог себе позволить купить две, три, четыре газеты. Из серьезных специализированных газет, таких, как ныне закрывшийся потанинский "Русский телеграф" или некоторые другие, узнать общую политическую и жизненно-социальную ситуацию практически невозможно, поэтому люди покупали и покупают одну-две общественно-публицистические газеты. Кроме того, плохо работает почта и мало фирм, которые продают прессу, работа их весьма специфична, а дилерская система продаж настолько узка, что если отъехать от Москвы на несколько километров, то она вообще теряется. <BR><BR> - С учетом вышесказанного, каков Ваш прогноз: кто выживет на читательском рынке, кто пропадет?<BR>- Сегодня можно предсказать новый, третий по счету передел рынка прессы. Первый был, как известно, в 1991 году, когда газеты из-под партийного и профсоюзного, комсомольского контроля перешли на хлеба самостоятельные, под руководство журналистских коллективов. Затем издания быстро обнищали и с удовольствием дались в руки тех финансовых корпораций, которые сделали из них средство политического влияния и рычаг переустройства России, - это был второй передел рынка. Большинство малоприбыльных изданий было куплено финансовыми группировками отнюдь не для того, чтобы зарабатывать на них деньги. Единственный человек, который покупал и знал, что ему нужно еще и зарабатывать, это был Гусинский. Сейчас иные олигархи теряют нажитый капитал и политическое влияние - явно грядет новое распределение рынка прессы. Уже возникали вопросы продажи акций "Коммерсанта", сейчас говорят, что на рынок могут выйти акции "Известий" или "Комсомольской правды". Кому перейдут те или иные СМИ, сказать сложно. Новые нарождающиеся олигархи, новый слой власти периода Примакова и Лужкова создает свои издания, близкие им по духу и имиджу. И именно новые издания могут потеснить именитых коллег как непосредственно на читательском рынке, так и на рынке борьбы за источники финансирования. <BR><BR> - Возможно ли создание мощной общероссийской газеты на уровне тех тиражей, что были в 80-е годы? <BR> - На сегодняшний день невозможно. Потому что, во-первых, такая газета будет сверхдорогая, распространение такой газеты будет обходиться в миллионы долларов, на чем, собственно, и погорели "Комсомольская правда" и "Известия". К тому же в общероссийской газете все равно невозможно осветить специфические особенности жизни региона, а регионы давно уже живут своей отдельной жизнью. Жителю Петербурга, который, кстати, считается самым нечитающим городом России по статистике на душу населения, малоинтересно, что сегодня происходит на Урале и даже в Москве. Поэтому петербургские издания при своей малой тиражности и отсутствии претензий на охват России выигрывают и экономически, и психологически на фоне "Известий". <BR>Правда, "МК" - исключение, подтверждающее правило: в регионах наша газета как раз продается хорошо. У нас талантливые журналисты и много интересных разнообразных материалов, из-за которых "МК" не любят чиновники, политики... Политики - особенно: любая политическая борьба за народ и свободу всегда направлена против народа и свободы. Поэтому все средства массовой информации, которые более или менее независимы и свободны, в любом случае должны объективно противопоставлять себя Правительству и президентской или губернаторской власти (на то и щука, чтобы карась не дремал), чтобы в ней не было коррупции и т.п.