Собственник должен убить в себе менеджера

Конфликты между собственниками и менеджерами все чаще становятся поводом для передела собственности. Существует несколько способов предупреждения подобных эксцессов, однако в России чаще всего используется только один - собственник сам выполняет функции м

<BR><BR>Конфликты между собственниками и менеджерами все чаще становятся поводом для передела собственности. Существует несколько способов предупреждения подобных эксцессов, однако в России чаще всего используется только один - собственник сам выполняет функции менеджера. <BR>"Собственник - это субъект хотения. Его задача - ставить цели, - говорит исполнительный директор бизнес-фонда "Квалитет" Виталий Королев. - Задача менеджера - управлять, добиваясь поставленной собственником цели. А если собственник и менеджер - одно лицо, он же не может сам с собой заключить контракт, в котором прописывается, чего он хочет как собственник и что должен делать как менеджер".<BR>Собственник крупного промышленного предприятия: "Я передаю управление менеджеру и при этом понимаю, что финансовый поток минимально "белый", в основном "серый", а иногда даже "черный". Возникает некая степень недоверия к работнику, которая и выливается в конфликты. Поэтому для наших предприятий наиболее востребована модель, когда собственник непосредственно сам управляет либо контролирует ситуацию через людей, которым полностью доверяет".<BR><BR><B>Пряник</B><BR>Одна из самых острых проблем взаимоотношений "собственник - менеджер" - проблема мотивации. Собственник мыслит категорией вечного, его мотив - дело, которое перейдет по наследству его детям. Менеджер мыслит рамками своей жизни или еще короче - карьеры или контракта. "Первое противоречие между менеджером и собственником - на пересечении этих интересов, - объясняет Виталий Королев. - И контракт должен отвечать на вопрос: как сопоставить долгосрочный результат собственника с относительно краткосрочными целями менеджера".<BR>В развитых странах существуют специальные мотивационные программы. Например, отошедший от дел управленец лет через 10 получает право купить акции предприятия, которым управлял, по цене 10-летней давности, но при условии, что заложенный им в предприятие потенциал способствовал росту этого бизнеса. Тогда и стоимость акций возрастает многократно. Так собственники пытаются преодолеть "разницу во времени интересов" с менеджерами: своими сегодняшними действиями управляющий должен закладывать базу для того, чтобы акции предприятия высоко котировались через 10 лет. <BR>"Пока менеджер работает, он не должен быть мотивирован текущим получением дивидендов, - считает Виталий Королев. - Это не всегда полезно с точки зрения бизнеса: большая часть прибыли должна оставаться на самом предприятии, развивать его". <BR>Карьера понимается топ-менеджером несколько иначе: ведь он уже достиг ее высшей ступени. "Менеджеры высшего уровня свой прогресс связывают с увеличением сложности организации, которой они управляют, либо с руководством совершенно новым бизнесом, - продолжает Виталий Королев. - Цели стать собственником управляемого предприятия у менеджера не может быть в принципе, иначе есть повод говорить о его нелояльности". <BR><BR><B>Оформление отношений</B><BR>Собственник сети продовольственных магазинов: "В России налоговая ситуация такая, что практически ни одно предприятие прибыль не показывает. Поэтому "белых" собственников у нас как бы и нет. Понятно: если нет "белой" прибыли - нет и "белых" собственников. Собственность остается привлекательной исключительно за счет возможности управлять финансовыми потоками. Я знаю много случаев, когда люди отказываются от получения прибыли в надежде, что ситуация изменится и можно будет перейти на нормальные отношения между собственником и государством. А нормальные отношения начнутся только после налоговой реформы".<BR>"Основная трудность в том, - продолжает Виталий Королев, - что не существует четких процедур выстраивания отношений между собственником и менеджером и оформления этих отношений. Известно, что они описываются в учредительных документах (устав), внутренних документах (положение о генеральном директоре) и двусторонних документах (контракт). Первые два документа носят односторонний характер: в них описывается, что должен делать менеджер. А контракт как раз призван гармонизировать интересы собственника и управляющего, где помимо обязанностей менеджера должны быть определены еще и его интересы. Только тогда будет создана основа для взаимного доверия".<BR><BR><B>Контроль</B><BR>Учет взаимных интересов переводит менеджера из статуса подчиненного в статус партнера, а отношения между ним и собственником - из подчиненности в подотчетность. "Если подчиненность - это контроль действий, то подотчетность - это контроль результатов", - объясняет Виталий Королев. Кстати, в акционерных обществах, когда собственник "размыт", топ-менеджер - фигура более важная, имеющая право самостоятельно определять сферу своей компетенции.<BR>Определение вознаграждения топ-менеджеру - очень сложная задача. Теоретически вознаграждение причитается не за отбывание времени, а за результат, причем "звездные" результаты должны и оплачиваться "по-звездному". Любопытно, как эту проблему решает администрация Петербурга. В соответствии с приказом губернатора от 1997 года, директор госпредприятия должен получать зарплату, в зависимости от численности работников, в пределах 20-27 МРОТ. Естественно, такая "зарплата" компенсируется какими-то премиями, но ведь это обходной путь. Кроме того, привязка зарплаты к численности неэффективна: у директора появляется заинтересованность в увеличении штата. <BR><BR><B>Профессиональные представители</B><BR>Проблема взаимоотношений собственника и менеджера достигнет пика актуальности лет через 10-15, когда нынешние собственники, боящиеся доверить управление бизнесом наемному менеджеру, будут передавать предприятия наследникам. <BR>"Их дети могут не захотеть этим заниматься, - предполагает Виталий Королев. - И тогда будет два выхода: продать бизнес либо научить наследника быть собственником, то есть научить ставить цели и контролировать их выполнение, и найти менеджера. На мой взгляд, эта проблема возникнет в очень большом масштабе. И тогда же возникнет потребность в ряде профессиональных фигур: профессиональных менеджерах и профессиональных представителях собственника или членах совета директоров. Собственник, перепоручая им контролирующую функцию, снижает риск принятия некомпетентных решений. И этот слой людей должен готовиться уже сейчас".