Госдума рассмотрела валютный контроль

Государственная дума приняла в первом чтении законопроекты "О внесении дополнений в статьи 5 и 7 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О внесении изменений и дополнений в статью 35 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельн

<BR><BR>Государственная дума приняла в первом чтении законопроекты "О внесении дополнений в статьи 5 и 7 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О внесении изменений и дополнений в статью 35 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".<BR>Первый предусматривает, что Правительство РФ совместно с Центральным Банком РФ могут самостоятельно устанавливать признаки валютной операции, подлежащие обязательному валютному контролю, и в случае сомнений в "чистоте" сделки - ее приостанавливать. В случае принятия этого закона, что почти не вызывает сомнения, одна из государственных структур будет фактически наделена полномочиями на ведение финансовой разведки.<BR>Второй предполагает введение обязательной государственной регистрации внешнеторговых сделок, что позволит Правительству сосчитать, сколько же в действительности капитала пересекает границу РФ.<BR><BR><B>Механизма нет</B><BR>Законопроект "О внесении дополнений в статьи 5 и 7 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенный Правительством РФ, предусматривает, что Правительство совместно с Центральным Банком устанавливает признаки валютной операции, подлежащие обязательному валютному контролю. При этом уполномоченный банк вправе приостанавливать осуществление валютной операции по счету (резидента и нерезидента), обладающей признаками, подлежащими обязательному контролю, на срок до 5 рабочих дней, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством, - на срок до 30 рабочих дней. При неполучении в течение 5 рабочих дней со дня приостановления валютной операции указания уполномоченного федерального органа исполнительной власти уполномоченный банк осуществляет валютную операцию в соответствии с поручением клиента. В законопроекте не определены признаки "сомнительности" сделки.<BR>Иначе говоря, Правительство РФ и Банк России будут определять признаки "нечистой" сделки самостоятельно. <BR><BR><B>Подозрительно быстро</B><BR> Представители банковского сообщества Петербурга не спешат комментировать законопроект. Однако отмечают, что поправки были внесены и рассмотрены подозрительно быстро в банковских кругах. <BR>Банкиров беспокоит отсутствие механизма исполнения закона. Вот мнение одного из них, который пожелал остаться неназванным: "Непонятно, что будет, если приостановка операции повлечет убытки клиентов банка, а сделка впоследствии будет признана "чистой". Точнее, понятно, что клиенты наверняка пойдут в суд и судиться будут не с ЦБ, а с коммерческим банком. Прецеденты уже бывали". <BR>В Ассоциации коммерческих банков Петербурга корреспонденту "ДП" сообщили, что, вводя подобные ограничения, Правительство действует "в духе мировой практики, но мировая практика часто расходится с российской действительностью". <BR><BR><B>Равнение на ФАТФ</B><BR>Правительство и ЦБ, вероятно, быстро представят депутатам критерии определения сомнительных сделок, основываясь именно на мировом опыте. B частности, на рекомендациях ФАТФ. <BR>(ФАТФ - межправительственная организация, целью которой является разработка и содействие политике, направленной на борьбу с "отмыванием" денег (операции с преступными доходами с целью скрыть их криминальное происхождение). В состав ФАТФ входят 26 стран.)<BR> С этой организацией ЦБ сотрудничает "давно и плотно" (см. "ДП" №95/97). Для ФАТФ сомнительной является любая сделка, связанная с "оффшорами". <BR>При этом, как признают представители ФАТФ, без привлечения специалистов по негласному получению информации весьма проблематично установить, кто и сколько денег переправляет в оффшоры. <BR><BR><B>Кто и сколько</B><BR>Законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 35 федерального Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" позволит Правительству сосчитать, сколько же в действительности капитала пересекает границу РФ.<BR>Законопроект предусматривает введение обязательной государственной регистрации внешнеторговых сделок, связанных с экспортом (импортом) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, российским лицом иностранному лицу (иностранным лицом - российскому лицу). Случаи и порядок регистрации, а также случаи отказа в регистрации внешнеторговых сделок определяет Правительство РФ.<BR>Сделки, не прошедшие государственную регистрацию, не могут быть допущены до начала проведения операций по сделке, отмечается в проекте документа.<BR>По сути, закон позволит Правительству сосчитать внешнеторговый оборот российских фирм. Пока госоргана, ведущего подобную статистику, нет. И поэтому все цифры, так или иначе отражающие переход капитала через границу, точностью не отличаются.