Рояльная столица России находится в Петербурге

Поговорка "элегантный как рояль" вполне применима по отношению к Северной столице. Тем более что Петербург - единственный город в России, где рояли производятся.

<BR><BR>Поговорка "элегантный как рояль" вполне применима по отношению к Северной столице. Тем более что Петербург - единственный город в России, где рояли производятся. <BR>Петербургская фортепьянная фабрика за полтора века своего существования дважды меняла название. Сначала "Беккер" стал "Красным Октябрем", а примерно через 70 лет "Красный Октябрь" вновь стал "Беккером".<BR><BR><B>Сердце</B><BR>Рояльное сердце Петербурга - ничем не примечательное старое шестиэтажное здание неопределенного цвета.<BR>Если ходить по фабрике с закрытыми глазами, то можно подумать, что находишься на мебельном производстве: чрезвычайно сильно пахнет стружкой, лаком, красками и прочими мебельными ароматами, посему людям, у которых отношения с запахами строятся "на Вы", находиться на фабрике без респиратора или противогаза не рекомендуется.<BR>Перемещаясь по цехам, можно проследить технологическую цепочку фортепьянного производства: деревянные скелеты роялей постепенно обрастают всевозможными деталями и в конце концов надевают черный фрак, "сшитый" из полированных еловых панелей.<BR><BR><B>Рояль-самолет</B><BR>Изготовление рояля требует применения высокоточных технологий: сами мастера считают, что по своей сложности этот музыкальный инструмент вполне можно сравнивать с самолетом.<BR>Во внутренностях обычного рояля находится больше 10.000 деталей (1000 из которых сделана из металла).<BR>Сам же процесс преобразования досок из ели, граба, бука, березы и т.д. в "клавишно-музыкальный инструмент с молоточковой механикой" занимает 1,5-2 года.<BR><BR><B>Без музыки</B><BR>Как ни странно, но в помещениях, уставленных рядами пианино и роялей, не так уж часто можно услышать музыку. Более того, руководители фортепьянного предприятия честно признаются, что сами они не играют на музыкальных инструментах.<BR>"Я не умею играть, зато умею делать. Механики, готовящие самолет к полету, не берутся за штурвал, а летчики не проводят техническое обслуживание. Но они работают на общее дело", - проводит аналогию начальник конструкторского технологического бюро фабрики "Я. Беккер" Валентина Шедько.<BR>Управляющий фабрикой Евгений Жарков (в свое время он руководил и предприятием по производству гитар) также не относит себя к числу музыкантов: "Руководителю такого предприятия, как наше, прежде всего необходимо быть технологом, знать свойства пород дерева и т.д. А музыкальное образование у нас имеют акустики и настройщики".<BR><BR><B>Хроники</B><BR>Исторические хроники свидетельствуют, что первые фортепьяно появились на Земле не так уж давно - в начале XVIII века. Свой современный облик они приобрели только в 1820-х годах. <BR>Изготовление пианино и роялей в то время являлось весьма почтенным и прибыльным бизнесом. До революции только в Петербурге на нем специализировалось два десятка фирм. <BR>Фабрика "Беккер" была одной из старейших. Голландец Якоб Беккер открыл свое дело в 1841 году.<BR>Главные победы в биографии "Беккера" пришлись на рубеж XX века. <BR>Сначала фабрика получила звание поставщика шведского королевского двора, а тремя годами позже - Гран-при на выставке в Париже (владелец фабрики тогда был даже награжден орденом Почетного легиона).<BR>После революции "Беккер" национализировали и переименовали, а в 1950-х годах на базе "Красного Октября" было создано около 40 фортепьянных фабрик. Инструменты с комплектующими по технологии "Красного Октября" производились на пространстве от Таллина до Владивостока.<BR><BR><B>Меняется все</B><BR>Сколько в петербургских квартирах хранится "Беккеров" "дореволюционной закалки", никому не известно. "Красный Октябрь" за семь десятков лет изготовил примерно 400 тысяч пианино и еще 5-6 тысяч роялей. Впрочем, знатоки музыкальных инструментов до сих пор вздыхают именно о старых "Беккерах". "До революции "Беккеры" делались для императорского двора. А после 1917 года, согласно постановлению партии и правительства, необходимо было двигать культуру в массы. Отсюда конвейер и все, что из этого вытекает. Подход совершенно разный", - объясняет Евгений Жарков.<BR>"Ничего общего с тем "Беккером" у нынешних производителей, к сожалению, нет. Нет тех мастеров, нет ручной полировки... Клиентам, которые хотят купить "Красный Октябрь", я советую брать инструмент до 1975 года производства", - сказал технический директор фортепьянной мастерской "Терсикон" Евгений Ершов.<BR><BR>Современные приключения "Беккера"<BR>Еще 2 года назад существование фортепьянной индустрии в Петербурге было под большим вопросом. <BR>К началу 1996 года бывший локомотив советской фортепьянной индустрии накопил долг в 13 млрд рублей, тогда еще неденоминированных. За долги были отключены электричество, газ и вода.<BR>"В начале 1990-х сеть дистрибуции музыкальных инструментов перестала существовать. Основные заказчики предприятия - школы, консерватории, клубы - приобрести ничего не могли. Опыт сотрудничества с одной из голландских фирм оказался неудачным. Все закончилось тем, что фабрике для выполнения невыгодного контракта пришлось брать кредиты", - повествует Евгений Жарков.<BR>Фабрика стояла, но кредиторы - банк "Санкт-Петербург", "Ленэнерго", "Водоканал" и "Газпром" - решили не продавать ее за долги. На предприятии ввели внешнее управление. "Беккер" начал собирать пианино и рояли, но в мае 1998 года фабрика вновь остановилась: склады были забиты готовым товаром, который никто не брал ("Беккер" продавал пианино по $1200, в то время как конкуренты из Москвы, Белоруссии и Китая предлагали их в 2 с лишним раза дешевле).<BR>Однако "Беккеру" опять повезло. Помог кризис. Фабрика снизила цены и в результате в 1999 году смогла реализовать 90 роялей и 900 пианино, из них только 100 было продано на внутреннем рынке. Остальные "Беккеры" "эмигрировали" в Италию, США, Канаду и Израиль. В этом году планируется выпустить уже 1400 пианино и 360 роялей.<BR><BR><B>Рояльное будущее</B><BR>Крейсерская рентабельность фортепьянного производства на "Беккере" (при этом выпускается 120 пианино и 25 роялей в месяц), составляет 20%, а оборот - $100.000 в месяц.<BR>"Спрос на пианино и рояли в мире огромен. Одним только Соединенным Штатам требуется до 260.000 пианино в год. Большой рынок сбыта существует в Италии, Израиле, да и в Петербурге инструменты нужны. Пока по ценам с нами конкурировать может только Китай - в Эстонии и Германии производят лишь элитарные рояли, цена которых в 3-4 раза больше нашей. Так что главное - не упустить благоприятный для рывка момент", - считает Евгений Жарков.<BR>Фортепiано - общеизвестное музыкальное орудiе c косточками для переборки пальцами (Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля, Т. 4, СПб, 1882).(Д.Г., И.М.)