00:0018 июля 200300:00
29просмотров
00:0018 июля 2003
У пьесы Августа Стриндберга "Пляска смерти" ужасная репутация. Одни считают ее занудной и унылой, другие -- скандально-сексуальной, с фрейдистскими подтекстами. Такое впечатление, что каждый видит в ней что-то свое.
<BR><BR>У пьесы Августа Стриндберга "Пляска смерти" ужасная репутация. Одни считают ее занудной и унылой, другие -- скандально-сексуальной, с фрейдистскими подтекстами. Такое впечатление, что каждый видит в ней что-то свое.<BR><BR>Именно с этой позиции и подошли к произведению шведского классика звезды Академического Малого Драматического Театра -- Театра Европы, организовавшие специально для того, чтобы сыграть эту пьесу, Чрезвычайно зависимое театральное сообщество.<BR>Как уверяет Игорь Иванов, проект не осуществился бы, если бы не любовь, вера и помощь, которую оказал генеральный директор компании "Киришинефтеоргсинтез" Вадим Сомов.<BR>Лет 8 назад артисты МДТ Наталья Фоменко и Игорь Иванов прочли "Пляску смерти" и страстно в нее влюбились: "Мы перечитывали ее, хохотали до слез и узнавали в героях себя. Какие они смешные, как влюблены друг в друга, какие живые!" Алиса и Эдгар у Стриндберга прожили вместе 25 лет; Наташа с Игорем тоже не молодожены и знают, что семейная жизнь -- это целое путешествие -- не только радости и удовольствия, но и обиды, сомнения, подозрения, ревность, вражда.<BR>Однако доминирует в их спектакле жизненная сила. Главный мотив "плясок", даром что дело происходит на мрачном острове, затерявшемся в Северном море, -- нежная и обжигающая Paloma ("О, голубка моя!"). Разматывая клубок совместной жизни, Алиса и Эдгар не только предъявляют друг другу счет ("Ты погубил мою молодость!"), но и вспоминают под музыку танго минуты счастья.<BR>Таким образом актеры опровергают стереотипное представление о Стриндберге как об угрюмом нордическом типе. Единственное, что опровергнуть трудно, -- это миф о нем как о человеке, сдвинутом на половом вопросе. Впрочем, вся история мировой культуры это сплошной половой вопрос: взаимоотношения мужчины и женщины здесь решают все. Но поскольку актеры смотрят на героев, словно в зеркало, то ирония смягчается лирикой. "Жестокая история нежной любви" -- такой подзаголовок дан спектаклю. Имеется в виду не только love story персонажей. Для тех, кто понимает, артисты играют и историю первой женитьбы Стриндберга на баронессе Сири фон Эссен. Игорь Иванов даже портретное сходство демонстрирует.<BR>Из этого куска биографии писателя вырос целый пласт его творчества, в частности, пьеса "Отец", идущая в БДТ, или знаменитый роман "Слово безумца в свою защиту", в котором лирический герой постоянно чувствует прикосновение маленькой женской ручки, которая страшной тяжестью легла на его судьбу. Нападать или защищаться, верить или подозревать? Из противоречивых чувств сотканы все браки, которые, по Толстому, лишь в счастье похожи друг на друга.<BR>Сценическая конструкция, которую сочинил Эмиль Капелюш, похожа на старинный корабль. Из накренившейся палубы в небо уходит винтовая лестница. Порой обломки корабля (или маяка) выглядят вполне комфортно. Во всяком случае, Эдгар с Алисой вполне обжили это неуютное пространство. Здесь можно посидеть, свесив ноги, можно достать из известного тебе одному тайника фляжку с виски и приложиться под настроение. <BR>Только спрятаться, укрыться от чужих глаз здесь невозможно: конструкция ажурна, и в любой момент луч прожектора найдет тебя, некстати обнаружив на глазах слезы. Режиссер Андрей Прикотенко не стал делить персонажей на правых и виноватых. Он знает, что любовный треугольник в "Пляске смерти" при всей своей подвижности весьма устойчив. Сколько бы ни притворялись Алиса и ее кузен Курт (Сергей Барковский), их мимолетный роман и затеян-то был для того, чтобы вызвать ревность Эдгара. В жизни Алисы -- все ради него. И пусть она порой забывает это, тратя все силы на борьбу за первенство, но связала их любовь. Зато когда вспоминает, наступает "пробуждение весны" -- теплый южный ветер долетает до северных фьордов. Вновь звучит "Голубка", а в зале смех мешается со слезами.<BR>Совершая свои виртуозные па, артисты, кажется, и сами не знают, оборвется ли танго пляской смерти или, наоборот, танец любви вырулит на новый жизненный виток. "Пляски смерти" пройдут с 22 по 24 июля в ТЮЗе.