00:0017 февраля 200500:00
203просмотров
00:0017 февраля 2005
Школьная учительница получала столько же, сколько машинист. СПб. Летом 1912 г. третья Государственная дума подготовила императору Николаю II четыре закона о медицинском страховании рабочих.
Он их подписал. Не все рабочие подпадали под
действие закона, но в России тех лет "процесс пошел"...
Не остались в
стороне и работники железных дорог Петербурга: рабочие и служащие трамвайных и
конно-железных парков, горэлектростанции, кабельной сети, стрелочники, уличные
ремонтники и мойщики вагонов начали подавать своему руководству коллективные
заявления с просьбой рассмотреть их пожелания и требования.
На уровне
Германии
В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности
составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в
700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на
рубли составляла 707 рублей.) Слесари-сборщики на крупных заводах получали по
850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих
имели по 1200 рублей, а высшей была зарплата американского рабочего - 1300
рублей.
В системе горэлектротранса Петербурга мастера по ремонту
оборудования получали 840 рублей в год, ремонтники стрелок - 720 рублей, простые
слесари - 480 рублей, кондуктора и вагоновожатые - по 40 и 45 рублей в месяц и
"квартиру натурой" - это означало проживание в служебном семейном общежитии.
"Линейные работники", получавшие годовые оклады до 840 рублей и прослужившие не
менее 1 года, получали наградные 2 раза в год по 70% оклада, или всего в год
140%.
В 1914 г. оклады были повышены: мастерам по ремонту трамвайных
вагонов - до 1100 рублей в год, мастерам по ночному осмотру - до 1200 рублей,
помощникам мастера - до 900 рублей, ремонтникам моторов - до 900
рублей.
Льготы
Осенью 1913 г. городская дума обсуждала петиции
рабочих и служащих, сведенные в 18 пунктов, - "Об улучшении материального
положения...". Были приняты следующие решения:
- нормальный рабочий день
при двухсменной работе считается с 6.00 до 23.00, для ночного времени сверх
тарифа выплачивается еще по 30 копеек в час;
- все работники системы
городских железных дорог получат пособия на обучение, содержание детей;
-
ведомственная амбулаторная медпомощь работникам и членам их семей бесплатная;
всем заболевшим бесплатно выдаются лекарства, имеющиеся в амбулатории, сложные
рецепты в городских аптеках идут с 25%-ной скидкой, а при предъявлении "особого
удостоверения" бесплатно; больничный лист выдается ведомственным врачом сразу на
весь срок лечения;
- полный оклад во время болезни (до 45 дней в году)
выплачивается всем работникам по решению ведомственного медперсонала;
амбулаторный прием проходил по месту работы 4 раза в неделю;
- ежегодный
отпуск шел из расчета 2 недели за 1 год службы, но максимально 28
дней.
Cтоит упомянуть, что машинист паровоза городской железной дороги
получал оклад в 900 рублей, но эту же зарплату имела и учительница первого года
работы в начальных классах городской (не частной) школы. Каждый год она могла
путешествовать по Германии вторым классом поезда, так как путевка на 24 дня
стоила 66 рублей. Максимальный оклад учителя городской школы доходил до 1240
рублей.