Торговля форматируется

Гиганты бьются, малыши выживают. СПб. Петербургский торговый рынок вступает из фазы экстенсивного роста в фазу структурирования.

Определяются различные форматы торговли, каждый из которых имеет свою судьбу.
В то время как небольшие магазины и гипермаркеты будут беспрепятственно развиваться, крупным торговым центрам придется серьезно бороться за право на жизнь.
Все спокойно
По оценкам специалистов, супер- и гипермаркеты, дискаунтеры и магазины "у дома" в ближайшее время сохранят положительную динамику развития.
Гипермаркеты не создадут особой угрозы для мелких торговых точек, так как в центре города их нет и не предвидится. "Петербург - город пенсионеров, значит, будут жить и магазины-дискаунтеры, - считает Алексей Шаскольский, руководитель группы оценки недвижимости ООО "Институт проблем предпринимательства". - Я думаю, в ближайшее время должен возникнуть и новый для Петербурга формат торговли - торговые точки, организованные самими производителями. Такие магазины будут строиться на периферии, в спальных районах. Правда, для процветания этого формата в Петербурге недостаточно развито производство товаров народного потребления".
Проявите фантазию
Совсем иная судьба ждет большие торговые комплексы. Петербург, скорее всего, пройдет тот же путь, что до него прошла Москва, а до Москвы - весь цивилизованный Запад.
"В сегменте торговых комплексов Петербурга виден уже горизонт насыщения, - уверен Алексей Шаскольский. - Поэтому для успешного строительства новых торговых комплексов надо искать какую-то изюминку. Они должны стать по-западному крупными. Если ориентироваться на иностранный опыт, торговые центры площадью более 20 тыс. м2 будут обладать повышенной конкурентоспособностью".
Для того чтобы выжить, операторам надо постоянно изобретать новые методы привлечения покупателей.
"Крупные центры должны искать новые развлечения, - продолжает Алексей Шаскольский. - Можно активно использовать животный мир, создавать звериные уголки, которые будут привлекать детей, а значит, и их родителей. Такие развлечения, как каток или площадка для катания на роликах, привлекут молодых покупателей, создадут атмосферу праздника и легкости расставания с деньгами".
Специально для молодых
Большие специализированные центры, ориентированные на глубокий ассортимент, будут продолжать строиться.
В Петербурге в этом формате работают, например, мебельные центры или магазины строительных товаров, товаров для дома. "Магазины такого формата эффективно работают только в больших городах с развивающимся строительным комплексом, - говорит Светлана Шалаева, директор департамента исследований и консалтинга Colliers international. - Многое зависит и от демографического состава населения города. Чем моложе население, тем более успешными станут подобные магазины".
Для взрослых
В сегменте универмагов в ближайшее время, скорее всего, изменений не произойдет. К развитию универмагов петербургская торговля пока не готова.
"Универмаг - это особый формат, который требует зрелости торговли, развитой инфраструктуры, логистики, - рассказывает Светлана Шалаева. - В России этот формат имеет пока мало перспектив. Опыт Европы показывает, что универмаги всегда развиваются в последнюю очередь, запаздывают". В Петербурге сегодня действуют три универмага: Большой гостиный двор, "Пассаж" и ДЛТ. Причем их наличие свидетельствует не о переходе петербургской торговли в новое состояние, а о сохранении уже имеющихся традиций.