Шавкат Кары-Ниязов: "Кто-то будет закрыт, кто-то нет. Это жизнь"

СПб. Новая команда менеджеров, реализующих проект строительства пассажирского терминала на Васильевском острове, обещает привлекать в Петербург до 2,5 млн туристов в год, что принесет городу более $80 млн.

О проекте строительства нового пассажирского морского терминала на Васильевском острове впервые стало известно в 2004 г.
Первое время идея размещения терминала воспринималась как очередной прожект. Однако весной 2005 г. проект получил широкую поддержку на федеральном уровне и одновременно строчку в государственном бюджете на строительство морского канала и дноуглубление.
Незадолго до этого сменился и руководитель проекта. Вместо Александра Богуна, прежнего генерального директора ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга", проект возглавил Шавкат Кары-Ниязов.
- Кто и когда пригласил вас руководить проектом "Морского фасада"?
- Меня пригласил председатель совета директоров ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга" Кирилл Крутиков. Я услышал о проекте, и мы стали вести переговоры осенью 2004 г. Тогда я занимал пост руководителя финансовой компании S.L.Capital Services Ltd. на Кипре, и для перехода на новую должность требовалось время. С февраля я уже начал работать над проектом "Морского фасада". Меня пригласили на весь проект. Буду ли я руководить пассажирским терминалом после начала его работы, пока не обсуждалось.
- Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о скандале, связанном с банкротством московского Первого городского банка, когда судебные органы наложили арест на ценные бумаги и имущество, которыми владеет S.L. Capital Services Ltd.
- Завершившиеся в прошлом году судебные процессы показали несостоятельность налоговых претензий, а также полную непричастность группы "Альба Альянс" к банкротству Первого городского банка. На момент моего ухода против компании S.L.Capital Services Ltd. не было никаких исков.
- Известны ли уже конкретные параметры планируемого строительства на образованной территории?
- Мы специально пригласили двух консультантов по недвижимости, чтобы иметь возможность выбрать из их предложений то, что нам больше подойдет. В целом и тот, и другой консультанты предлагают так называемую микс-застройку, а не чисто офисы, чисто жилье или чисто развлечения.
- Учитываются ли в том задании, которое вы дали консультантам, нынешние доминанты западной части Васильевского острова - гостиница Прибалтийская или жилой комплекс "Морской фасад"? Велись ли какие-то переговоры с "ЛенспецСМУ" о возмещении в каком-либо виде ущерба от того, что вид из окна, который ранее был конкурентным преимуществом их "Морского фасада", больше не будет так привлекателен?
- Учитываются. У нас существует карта намыва. Кто-то будет закрыт, кто-то нет, надо конкретно смотреть по отдельным домам. Переговоры с "ЛенспецСМУ" мы конечно же не вели, но в принципе это жизнь. Город строится, в какой-то момент люди, которые получали дома на Васильевском острове, тоже сталкивались в 70-х гг. с этой же проблемой, когда было намыто примерно 40 га новой территории.
- Сталкиваетесь ли вы с проблемой противодействия вашему проекту общественности? Насколько велика вероятность того, что из-за этого проект будет приостановлен?
- Мы стараемся прислушиваться к общественному мнению, и все разумные аргументы, которые в процессе обсуждения возникают, мы обязательно будем учитывать. Однако надо понимать, что человек, когда он что-то делает, мешает природе. Надо понимать, что, когда будет стройка, это будет стройка, и никуда от этого не деться. А стройка сама по себе - это неудобства. Современные технологии позволяют эти неудобства минимизировать.
Пассажирский терминал - наименее возмущающее спокойствие жителей мероприятие, которое только можно себе представить: это же не фабрика, не завод. Но мы живем в городе, у нас ездят автобусы, у них выхлопной газ. Если приедут туристы, надо больше автобусов. Это недостаток, но, с другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что это очень серьезный плюс для развития города, его инфраструктуры и в конечном итоге благосостояния его жителей. Кроме того что наш проект серьезно привлечет туристов в город, 450 га - это и серьезное развитие рынка жилья. В Петербурге не так много мест, где можно строить хорошее жилье близко от центра. Плюсов много, а минусы есть всегда.
- Почему возникла необходимость реорганизации ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга" (объединение двух проектов развития западной части В.О. под эгидой одной компании)?
- В западной части Васильевского острова есть два параллельных проекта, которые должны реализовываться в тесном взаимодействии. Это проекты ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга" и ООО "Проектно-строительное агентство "Перспектива", которое занимается развитием прилегающей к "Морскому фасаду" территории. Неважно, для чего конкретно будет намываться территория - для пассажирского терминала или для новых кварталов, - управлять ею лучше из одного места. Две компании потому, что это юридически два разных проекта. Так, например, Министерство транспорта РФ больше заинтересовано в строительстве пассажирского терминала, а город заинтересован и в развитии западной части Васильевского острова. Однако система управления этими компаниями одна. Мы решили создать единую управляющую компанию, которая будет единым управляющим органом для каждой из компаний, то есть генеральным директором и "Перспективы", и "Морского фасада". И разделение обязанностей внутри управляющей компании функциональное. Например, у нас есть вице-президент ООО "УК "Морской фасад" Серик Жусупов, он отвечает за всю гидротехническую составляющую проекта и за все подобного рода отношения.
Александр Богун, который ранее исполнял обязанности генерального директора ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга", прекратил работу в нашей компании, но это бывает. Он ушел по собственному желанию.
- Кто входит в состав учредителей УК?
- Мы в течение июня закончим реструктуризацию и представим окончательную юридическую схему, в которой будет ясен расклад дольщиков. Реструктуризация именно для того и была затеяна, чтобы выйти на понятную и прозрачную юридическую схему. Сейчас мы на полпути к этому. Например, УК является управляющим органом "Морского фасада", а для "Перспективы" еще нет. Ее генеральным директором продолжает оставаться Валерий Фотченков, одновременно являясь вице-президентом УК "Морской фасад". Мы просили у вас срок до конца июня и выполним его.
- ЗАО "Арктур трэвел" заявляло о своем участии в этом проекте, осталось ли оно в составе учредителей УК?
- Да, "Арктур Трэвел" - один из акционеров компании.
- Может ли измениться стоимость проекта (сейчас Минтранс РФ оценивает его примерно в $1 млрд, из которых $200 млн придется на государственное финансирование гидротехнических сооружений)?
- По оценкам специалистов, на образование намывной территории общей площадью 450 га потребуется порядка $430 млн. По оценкам, на развитие инженерных сетей на вновь образованной территории, а также реконструкцию сетей водо- и электроснабжения Васильевского острова потребуется более $250 млн. На проектно-изыскательские работы отводится около $50 млн.
Кроме того, на гидротехнику (причалы морского пассажирского терминала (МПТ), акваторию, подходной канал и т.д.) потребуется порядка $200 млн.
В том числе в 2005 г. на дноуглубительные работы (подходной канал и акватория порта) уже выделено 600 млн рублей.
факты
- В 2003 г. следственная служба УФСБ РФ по Москве и Московской области возбудила уголовное дело в отношении председателя правления Первого городского банка (Москва) Максима Листовского.
- Ему инкриминируют преднамеренное банкротство кредитной организации.
- Следователи подозревали, что из этого банка средства уводились на расчетные счета аффилированных компаний КБ "Альба Альянс".
- Подозревалось, что кипрский офшор S.L.Capital Services Ltd. (100% структура "Альба Альянс"), генеральным директором которого был Шавкат Кары-Ниязов, получил на этой афере более $9 млн.
кстати
- Организация "ЗОВ" - "Защитим остров Васильевский!" при поддержке Движения гражданских инициатив провела 15 июня митинг против строительства пассажирского терминала и создания намывной территории на западном побережье В.О.
- Инициаторы митинга пообещали, что это лишь первое выступление в серии аналогичных митингов.
- Участники акции были уверены, что строительство "Морского фасада" ставит под угрозу экологическую безопасность Петербурга и всей акватории Финского залива.
- Они отмечали, что до сих пор не было достоверных результатов независимой экологической и комплексной технической экспертизы.