00:0025 октября 200600:00
402просмотров
00:0025 октября 2006
Писатель Герман Садулаев про страну, в которой родился
СПб. Чеченский писатель Герман Садулаев написал
книгу "Я - чеченец!", вдребезги разрушающую большинство существующих стереотипов
о Чечне и чеченцах.
-Вас лучше знают в Чечне или в
России?
-Чеченцы меня читают, но в основном отношение сложное. Они
воспринимают меня как чеченского автора "на экспорт", приводили пример Харуки
Мураками, что я такой же чеченский писатель, как Мураками - писатель японский.
Пишу я на русском языке, но конфликт с чеченской аудиторией в основном не в
этом, он исходит из излишней, по мнению многих, откровенности, чувственности
моей прозы, которая якобы противоречит религиозному и национальному
сознанию.
Я не согласен с той идеологией, которая сейчас бытует в Чечне,
что сейчас пропагандируется как возврат к чеченским традициям, на самом деле
является попыткой создать новую нацию, где в чести исламский фундаментализм,
преувеличенно строгое поведение - то, что мы видим в арабских странах. Проблема
еще в том, что новое поколение воспитано так, что искренне полагает, будто это и
есть чеченские традиции, что исламский фундаментализм - это и есть
основополагающий уклад жизни чеченца, хотя исламскому фундаментализму в Чечне
ровно 14 лет.
-А Чечня - другая?
-Конечно! Чечня всегда была
свободной страной свободных людей, в которой ислам никогда не был
фундаментальным. Ислам был суфистским исламом, религией свободы, в которой
авторитетом были не назначенные муфтии. Народ был совсем другим, сейчас его
делают таким, каким удобно его преподнести на экране телевизора: народ
фанатиков-мусульман.
-Кем Вы себя больше ощущаете - чеченцем или
русским?
-Я говорю по-русски, я живу среди русских, но я чеченец, и даже
если бы я хотел это изменить, никогда бы не смог этого сделать. Возможно, я
больше чеченец, чем те, кто стоят якобы за "чистоту чеченской культуры";
возможно, за 14 лет они просто забыли, что значит быть
чеченцем.
Обвязывать себя поясами шахида - это никогда не было
свойственно чеченской ментальности, однако именно это навязывает исламский
фундаментализм. Этот же самый фундаментализм проник и в культуру, требуя,
например, запретить любые намеки на эротику в литературе. В народной культуре
Чечни всегда имела место и эротика, и никто никогда не был склонен к
самоубийству.
-Общаетесь ли Вы с чеченской диаспорой?
-Нет такого
понятия, как чеченская диаспора. Чеченцы никогда не живут диаспорами. Это
абсолютно не стайный народ, это свободолюбивый народ, в истинной культуре
которого большее значение имеют интеллектуальные, семейные ценности, а никак не
какие-то коллективные, общинные и диаспоральные дела. Чеченцы, поселяясь в
другом городе или другой стране, никогда не создают в ней своего национального
мирка. Каждый чеченец индивидуален.
Герман Садулаев: "Мне кажется, мои
книги не нужны живым, они нужны мертвым. Все они о тех, кто погиб".
За
кадром
Про религию
"В сознании большинства из нас чеченец должен
быть мусульманином. Я вижу эти вещи совсем по-другому. Национальность дается нам
с именем отца, а мировоззрение мы вольны выбирать сами. И мне кажется, что никто
не вправе принуждать человека принять ту или иную веру. Я уверен, что религия не
влияет на национальную идентичность. Это только сейчас стал обязателен ислам в
Чечне".
Про современную Чечню
"Нет ничего плохого в том, что мы
хотим быть чеченцами, но мы должны понять, что значит быть чеченцем на самом
деле, и избежать догм, навязываемых нам кадыровщиной. Кадыровщина - это та же
самая дудаевщина, это та же самая проповедь Ичкерии. Этот тот же лукавый
принцип: внутри - жесткая диктатура, дисциплина и связанное с этим
фундаменталистское вероучение, вовне - византийская хитрость и угодливость. Так
структурируется община, внутрь направляется диктат и агрессия: попробуй
ослушаться Кадырова! Это не чеченский психотип. Чеченец всегда был свободным, не
принимающим жесткого диктата какого-то человека, просто потому, что он сын
какого-то другого человека. А вовне не признающим авторитетов и не лебезящим
перед ними просто потому, что они авторитеты и что, может быть, что-нибудь
перепадет. Это деградация чеченского народа. Мы теряем то, что сделало нас
знаменитыми на весь мир. Мы превращаемся в затюканный полуарабский мирок.
Кстати, эти люди уже не хотят называться чеченцами, они хотят ввести этот
этноним: "нохчи". И пусть они называются как угодно, потому что это уже другие
люди. Я не хочу называться одним именем с этим нарождающимся народом".