Миллионы переведут под честное слово

Хавала как финансовая структура работает на полном доверии

Дубаи. +42 C при полном безветрии, 90% влажности. На щите перед гигантской стройплощадкой написано: "Работы ведутся строительной компанией Бин Ладена".
Десятки строящихся небоскребов сливаются в один сюрреалистический частокол. Из космоса он выглядит как пальма. На ее стволе и 17 ветвях вырастут 32 гостиницы, 220 магазинов и более 1 тыс. уже раскупленных вилл и квартирных комплексов, в которых будут жить 70 тыс. человек. Футболист Дэвид Бэкхэм не дождется, когда уже можно будет вселяться.
Поэтому работа не останавливается ни днем, ни ночью. На смену тысячам пакистанцев и индийцев, отработавшим свои 12 часов, привозят свежих. Дубайцы катаются как сыр в масле: никаких налогов, бесплатная медицина, бесплатное образование (на него ОАЭ тратит 35% своего федерального бюджета!), до 70 тыс. дирхамов на свадьбу и приданое и часто бесплатное жилье. Если дубаец захочет немного поработать, зарплаты для своих граждан установлены такие высокие, что выгоднее нанять иностранцев. "Гостевыми рабочими" их тут называют лишь потому, что в 1966 г. в Эмирате официально отменили рабство. Они вкалывают, несмотря на то что их не имеют права принуждать выходить на работу, если температура поднимается выше 38 C, и не ропщут, когда им не платят вовремя, потому что им в затылок дышат десятки тысяч других, которые готовы бросить нищую жизнь дома и уехать за 700 дирхамов (около $200) в месяц строить для дубайцев пресловутый рай земной.
Центр хавалы
А в гималайских предгорьях или в дельте Ганга на эти деньги кормятся семьи и родственники рабочих, копятся сбережения, чтобы открыть лавку или прикупить кусок земли. Экономика целых районов Пакистана, Индии и Бангладеш часто зависит от притока денег от отцов, мужей, сыновей, уехавших на заработки в Эмираты. Поэтому Дубаи всегда был центром хавалы - самой большой в мире системы IFT (Informal Funds Transfer Systems) - неофициальных денежных переводов.
Представьте себе финансовую структуру, полностью построенную на доверии, с минимальной или часто даже отсутствующей платой за услуги и доставкой денег в руки получателю в самые глухие уголки планеты в течение 24 часов. Работает она так: гастарбайтер отдает 100 дирхамов хаваладару в Дубаи с именем и адресом получателя взамен на код из последовательности цифр и букв, которые обычно берутся с одной из банкнот. Иногда это какое-то слово или другой сигнал, например особое рукопожатие. Отдает без всякой расписки, квитанции и т.д. и потом звонит получателю и дает ему код. Дубайский хаваладар в это время выходит на хаваладара из того места, куда переводятся деньги, и просит его доставить эквивалент 100 дирхамов в местной валюте получателю, если тот назовет правильный код. Чем меньше переводимая сумма, тем больше экономия для получателя. Если перевод идет через банк, то за 100 дирхамов получателю в Индии выдадут 1210 рупий, а если через хаваладара, то получатель, который вообще может быть неграмотен, жить за сотни километров от ближайшего банка или не выходить из дома, как женщины, живущие одни, после того как мужья уехали на заработки, может рассчитывать на 1290 рупий. Американцы недавно стали трясти дерево хавалы, справедливо полагая, что половина денег, потраченных на подготовку терактов в США в 2001 г., прошла через Дубаи.
Реэкспорт
Собственно, все началось с того, что в минусе были дубайские торговцы, которые не могли получить деньги за контрабанду, вывезенную в другие страны. Вернее, в свободный порт Дубаи, разбогатевший на реэкспорте, товары приходили и уходили легально, это в другие страны их ввозили контрабандой. Золото было одной из статей реэкспорта, который стал основным занятием населения после спада добычи жемчуга в 30-е гг. прошлого века, когда японцы научились его выращивать. Да и как не понять активность дубайцев, когда у них унция золота стоила $35, а в ставшей независимой после Второй мировой войны Индии, которая ввела запрет на ввоз благородного металла, чтобы стабилизировать свою валюту, за нее давали $68? И вот дубайские хаваладары понесли деньги, заработанные гастарбайтерами, продавцам золота, а индийские ювелирщики стали расплачиваться с индийскими хаваладарами деньгами, которые те понесли семьям рабочих.
Кстати, контрабандные деньки Дубаи еще не закончились: еще в 2000 г. через Дубаи прошло 660 т золота, да и сегодня из его порта продолжают уходить в недалекий Иран груженные электроникой быстроходные дау, возвращаясь с коврами, героином и икрой. И расчеты между торговцами идут по хавале.
Таким образом, хавала способствует не только движению денег, но и движению товаров. А если все-таки попадется нечестный на руку хаваладар, как искать на него управу? Ведь никаких записей и документов нет - есть только специальные запоминальщики, которые служат арбитрами в случае размолвок. Такого с позором изгоняют из рядов хаваладаров, и больше никто не будет иметь с ним никакого дела, что равносильно экономической "вышке", потому что большинство хаваладаров - мелкие лавочники, для которых денежные переводы - это лишь одна область заработка. Часто они принадлежат к одному племени, этнической группе или даже семье. А если из-за одной ложки дегтя пятно позора падет на весь клан, то тут расправа будет быстрой и жестокой.
Фэй цянь
Появилась хавала сотни лет назад, когда торговцы на шелковом пути, опасаясь грабителей, предпочитали не путешествовать с крупными деньгами или драгоценностями, но она не уникальна для арабского мира. В Китае действовала аналогичная "фэй цянь", или "летучие деньги", на Филлипинах была известна "падала". Но наибольшего распространения хавала достигла в странах Южной Азии и Ближнего Востока, где помогала обходить громоздкие таможенные акцизы, налоги и другие пошлины: в Пакистане каждый год через хавалу прокручивается до 5 млрд долларов. Индира Ганди в свое время сильно потрепала индийскую хавалу, но хаваладары индийского происхождения продолжают играть основные роли в международных сделках. Анонимность и отсутствие документальных следов делают ее привлекательной для отмывания денег, среди наркодельцов и других преступных групп. Хавала запрещена законом почти во всех странах, включая Россию, где с 2003 г. существовала ныне раскрытая устроенная афганцами хавала с месячным оборотом 400 млн рублей в месяц. Однако продолжают существовать менее структурированные группы, организованные по национальному признаку.
Преуспели
На сегодня ФБР, Интерпол и другие агентства не сильно преуспели в обуздании хавалы, а их успехи часто оборачиваются для развивающихся стран серьезными последствиями, как это было в случае Сомали в 2001 г., когда из-за закрытия местной финансовой группы, занимавшейся переводами через хавалу, чуть не встала вся сомалийская экономика.
Пока люди будут доверять друг другу больше, чем банкам и "Вестерн Юниону", и пока маленькие деревни Индии и Пакистана, Грузии и Шри Ланки, снабжающие рабочей силой страны побогаче, не станут похожими на глобальную деревню, о которой любят порассуждать сытые экономисты, сидя в ресторане первого в мире семизвездного отеля "Бурж аль-Араб", где порция белой икры каспийского осетра-альбиноса стоит 3000 дирхамов, хаваладар, поджидающий рабочих у ворот дубайской стройплощадки, свои позиции сдавать не собирается.
Хаваладары работают с минимальной или даже отсутствующей платой за свои услуги. Но в итоге все оказываются в выигрыше.
На заметку
- Комиссионные за одну операцию хавалы составляют не больше 2% или отсутствуют вообще, если хаваладары могут заработать на разнице валютных курсов.
- Посредством хавалы совершалось 90% всех денежных отправлений из ОАЭ.