Методики подбора персонала становятся все более оригинальными. В Петербурге появилась компания, предлагающая клиентам услуги по подбору персонала на основе анализа черт лица. Идея далеко не нова. Еще в древнем Вавилоне и в Индии составляли каталоги внешности. Люди издавна стремились на основании внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека.
Автор одной из современных методик Марк Лучин более 20 лет проводил
исследования и уверяет, что разница между известной многим физиогномикой и
фенотипологией такая же, как между астрологией и астрономией. В фенотипологии
все основано на точных замерах и физиологии человека. По словам Лучина,
преимущество его методики перед другими технологиями подбора персонала и
проведения кадрового аудита заключается в быстроте анализа и его
достоверности.
"То, на что у психолога уходят часы, мы делаем за 20 минут. В тестах и на
собеседованиях человек отвечает то, что от него хотят услышать, а вот его
генотип врать не может, – рассказывает Марк Лучин. – Например, однажды нам
поручили набрать 70 человек для одной литовской фирмы. Заявок было полторы
тысячи, а времени нам отвели две с половиной недели. Мы провели
экспресс-тестирование фотографий кандидатов по методу фенотипологии. Отсеялись
500 человек. Затем мы принимали по пять-шесть человек одновременно. Коллега
задавала вопросы, я делал анализ внешности. С заданием мы справились в срок, а
качеством подобранного персонала клиенты остались довольны и продолжили с нами
сотрудничать".
Однако Марк Лучин предупреждает: судить о человеке только по одной черте
ошибочно. Необходимо учитывать весь комплекс черт, а также вербальные и
невербальные сигналы, которые подает человек.
Директор аналитического центра "Результат РУ" уверяет: анализ черт
собственного лица может уберечь от многих ошибок. Например, человеку с тонким
длинным носом подойдет работа бухгалтера, программиста, но никак не организатора
и руководителя. "По длинной внутренней поверхности носа в нервную систему
медленнее поступает сигнал, скажем, о запахах, – поясняет она. – Вот и мозг
реагирует на него постепенно. Поэтому длинноносые люди несколько заторможены,
вдумчивы. Они способны потратить часы на поиск потерянного рубля при составлении
бухгалтерского отчета. А вот мыслить быстро и стратегически склонны
коротконосые, с широким кончиком носа. Только усидчивости от них не ждите".
Что касается других черт, то подбородок, к примеру, говорит, о степени
агрессивности, длина шеи – о стрессоустойчивости, а ухо вообще карта интеллекта.
Нужен умный сотрудник – смотрите на уши. Всего 144 признака сигнализируют о
характере и профессиональных задатках человека. Однако стопроцентной уверенности
в надежности метода фенотипологии, разумеется, нет.
Врач-психотерапевт Геннадий Голубев уверяет: теория не всегда совпадает с
реальностью. "Учитывать закономерность нужно с определенным набором поправок, –
поясняет он. – Поэтому я бы не взялся судить о человеке по чертам его лица.
Человека нельзя разбить на аксиомы. Он непредсказуем. Подбор людей на работу по
фенотипу – это игры рекрутеров с работодателями. Сейчас вообще в НR-менеджменте
много извращений. А все лишь для того, чтобы оправдать свою работу. Никакие
тесты не раскроют истинный характер и профессиональные данные человека. Я
уверен: людей нужно отбирать в процессе работы и судить об их характере и
профессиональных качествах в действии. По фенотипу можно судить об определенных
качествах, но использовать его как основополагающий момент для приема на работу
нельзя. Это будет большой ошибкой".