Турецкий "сюрприз": отели шантажируют российских туристов и туроператоров

Возмутительно повели себя по отношению к российским туристам многие турецкие отели, узнав о приостановлении деятельности принимающей компании Vasco Detur. Информацию о проблемах с Vasco 26 июня распространил ее российский партнер – туроператор "Детур", подчеркнув, что это никак не отразится на качестве отдыха клиентов. Еженедельно "Детур" отправляет в Турцию 1 тыс. человек.

В пятницу, 27 июня ассистент генерального директора компании Мехмет Камчи сообщил RATA-news, что все руководство экстренно отправилось в Турцию, чтобы контролировать ситуацию на месте. В тот же день на сайте туроператора появилось второе сообщение, в котором говорилось, что фирма "Детур" заключила "резервный" договор с еще одной принимающей компанией – Polente. "В настоящее время все возникающие трудности решаются нами на месте, ни один турист не остается без места в отеле или на борту воздушного судна", – говорится в сообщении.
Однако полностью удержать ситуацию под контролем "Детуру" не удалось. Турецкие отели, прослышав о том, что Vasco остановила деятельность, буквально "набросились" на российских туристов, стараясь "оторвать кусок" побольше. С тех, кто уже жил в отеле, стали требовать оплатить размещение под угрозой выселения. А тех, кто должен выезжать, не выпускали. В выходные дни RATA-news удалось выяснить, что так поступали в гостиницах Limak Lara и Limak Limra (Кемер), San Marin (Аланья), Kaya Side, Silence Beach Resort (Сиде).
Практика, когда курортные гостиницы из-за своих проблем с партнерами шантажируют российских туристов, в ситуации с Vasco достигла возмутительных размеров. Ни при каких обстоятельствах из-за споров хозяйствующих субъектов не должны страдать клиенты. Если у туриста на руках ваучер, значит, он полностью оплатил тур, и отель обязан его принять. Дальнейшие проблемы с поступлением денег – головная боль гостиницы. И если турецкие отели работали с Vasco в кредит – почему за это должны отвечать российские туристы?
По второму разу оплачивают проживание своих туристов российские туроператоры, работавшие с Vasco. "Мы перевели Vasco деньги за наших туристов до 13 июля включительно. С какими гостиницами он расплатился, с какими нет – не знаем. Но поскольку людей 26 июня начали выгонять из отелей – а у нас сейчас в Турции около 70 человек – мы через другого турецкого оператора еще раз оплатили их проживание", – рассказала RATA-news директор по туризму новокузнецкой компании "Вокруг света" Ольга Подъяпольская.
В некоторых случаях кемеровских туристов удалось защитить благодаря вмешательству консульства России в Анталье, куда обратилась за помощью Кузбасская ассоциация предприятий туриндустрии. Тем не менее компания "Вокруг света" уже прикинула свои убытки. По словам Ольги Подъяпольской, они составят от $100 до $170 тыс.
Около 100 туристов направились в Турцию с новосибирской компанией "Капитан Грант", также работавшей с Vasco. "Уже 26 июня наших клиентов начали выгонять из отелей, причем грубо, с участием полиции, требуя денег, закрывали в номерах их вещи. А тех, кто заезжал – не размещали, – говорит директор фирмы Тамара Дутова. – Через другого турецкого партнера мы срочно перевели деньги, чтобы решить самые острые проблемы. Дальше будем платить поэтапно". Убытки "Капитана Гранта" на сегодняшний день – $50 тыс.
Но турецкие отели не останавливаются на достигнутом. Они изобрели еще один способ шантажа, на этот раз – в отношении российских туроператоров. "Некоторые гостиницы в Мармарисе требуют от нас оплатить проживание тех туристов, которые уже отдохнули по брони Vasco и уехали из Турции, – рассказывает Тамара Дутова. – Они угрожают, что, если мы не заплатим, они не будут размещать вновь прибывающих клиентов".
И туристы, и туроператоры могут документально подтвердить факт произведенных оплат. Отели же голословно утверждают, что к ним не поступили деньги, и проверить это без соответствующего аудита невозможно.
Помимо гостиничных проблем туристы столкнулись еще и с транспортными. Поскольку Vasco работать перестала, выезжающим из гостиниц не подавали автобусы для трансфера в аэропорт. Приходилось брать такси и добираться самостоятельно. К тому же оказалось, что у многих туристов "Детура" нет на руках обратных билетов. Как пояснил туроператор, на момент отправки чартера на всех не хватило бланков, и их позже передали в Vasco. До кого-то из туристов дошли контактные телефоны, по которым они вылавливали бывших сотрудников Vasco, которые помогали раздобыть обратные билеты. Потом появилась информация, что билеты можно получить непосредственно в аэропорту при регистрации на рейс. В любом случае, нервы туристам потрепали здорово. Были и такие, кто просто покупал обратные билеты.
Все документально подтвержденные траты, связанные с прекращением деятельности Vasco, будут туристам возмещены непосредственно туроператорами или организациями, обеспечившими его ответственность по договору – страховыми компаниями или банками.
По словам генерального консула РФ в Анталье Мирджалола Хусанова, консульство принимает меры по минимизации ущерба туристов, чтобы банкротство компании не вызвало лавинообразных процессов и не отразилось на отдыхе россиян. Дипломаты провели серию встреч с представителями местной администрации и попросили власти предпринять экстренные меры. В итоге губернаторство Антальи организовало кризисный штаб, который связывается с руководством гостиниц и требует от них размещать вновь прибывших туристов, обеспечивать продолжение отдыха и беспрепятственный выезд россиян из отелей.
Материал предоставлен порталом RATA-news