Нужен ли закон об отмене обязательного ЕГЭ

Автор фото: www.ve-trc.ru

На прошлой неделе в Конституционный суд РФ был направлен запрос инициативных групп родителей из Москвы, Петербурга и Краснодара по поводу соответствия единого госэкзамена (ЕГЭ) основному закону страны.

По информации "Интерфакса", мамы и папы учеников, сдававших в этом году ЕГЭ, в запросе ссылаются на 21-ю статью Конституции, запрещающую проводить эксперименты над гражданами России без их согласия. Дело в том, что во всех связанных с ЕГЭ документах указывается, что до 2009 года единый государственный экзамен проводится в качестве эксперимента. По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, в Конституционный суд РФ поступят аналогичные запросы из других регионов России, в течение месяца будет назначена дата их рассмотрения.
В свою очередь, министр образования Андрей Фурсенко заявил, что готов отстаивать законность ЕГЭ в Конституционном суде. Согласно результатам опроса фонда "Общественное мнение", одобряют введение единого госэкзамена 18%, не одобряют – 36% опрошенных россиян. Как бы то ни было, на этой неделе в Госдуму внесен конкретный законопроект, отменяющий обязательную сдачу ЕГЭ. Представители средней и высшей школы скептически оценивают шансы документа быть принятым, однако они отмечают, что система прохождения единого госэкзамена нуждается, как минимум, в серьезных доработках.
Авторы законопроекта – председатель Совета Федерации РФ "справедливоросс" Сергей Миронов, а также коммунисты заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин и вице-спикер Госдумы Иван Мельников. В документе говорится, что проведение единого экзамена должно быть добровольным – по желанию выпускника.
Помимо тестирования в форме ЕГЭ законопроект предусматривает традиционную форму прохождения экзаменов. При поступлении в вузы оба варианта будут действительны. Документы о сдаче ЕГЭ могут приниматься вузами как дающие дополнительные преимущества абитуриентам (возможно – бонусные баллы). По ряду предметов (литература, история, естествознание) предлагается вообще не проводить ЕГЭ. В проекте закона прописано, что в вуз абитуриент подает портфолио с оценками за полугодия в старших классах школы, дипломами, грамотами и творческими работами.
Законопроект будет рассмотрен Госдумой на осенней сессии. Коммунисты уже объявили, что в сентябре они намерены провести ряд акций в его поддержку. Однако, как сообщил "ДП" депутат Госдумы РФ от "Единой России" Павел Медведев, едва ли думское большинство в лице его однопартийцев проголосует за принятие законопроекта.
"Когда ЕГЭ только собирались вводить, я активно возражал против этого, – говорит Павел Медведев. – Во-первых, потому, что практически все учителя, с кем я общался, выступали категорически против единого госэкзамена. Во-вторых, когда я прочел вопросы ЕГЭ по математике, то пришел в ужас. В-третьих, я и сейчас убежден, что хорошие вузы должен отбирать себе студентов "штучно" (вне зависимости от того, проникла коррупция в вуз или нет). А проверить истинные знания абитуриентов можно только на специальном экзамене, но не на ЕГЭ. Тем не менее сейчас я против отмены единых госэкзаменов. Система уже введена, что теперь – возвращаться назад? К тому же есть один аргумент сторонников ЕГЭ, который я разделяю, – огромное количество медалистов из регионов усложняет прием в вузы. ЕГЭ как однородная система борется с этой ситуацией".
Директор Второй петербургской гимназии Людмила Мардер считает, что заложенные в ЕГЭ принципы (равные права, прозрачность) можно только приветствовать. Тем не менее, нельзя сказать, что с ЕГЭ все идет гладко. Например, некоторые предметы предполагают способность ученика аргументировать, а тестовая форма этого выявить не может.