В Петербурге начался кризис на рынке недвижимости

Управляющий партнер "Макромира" Игорь Шабловский

Международный финансовый кризис докатился до петербургских девелоперов. Компании "Адамант", Ruric, "Теорема" и другие выставляют на продажу коммерческую недвижимость.

Прибыль от реализации функционирующих бизнес-центров (БЦ) девелоперы намерены направить на новые масштабные проекты. Так, Леонид Полонский, генеральный директор компании "Рюрик Менеджмент" сообщил, что совет директоров головной компании Ruric AB (Швеция) принял решение о продаже действующих БЦ. По его словам, до конца года компания закроет как минимум одну сделку.
Это решение является наиболее показательным, поскольку компания создавалась именно с целью заработка на растущей недвижимости, а не дохода от продажи готовых объектов. "Конечно, мы можем что-то потерять, но задача - привлечь финансирование для проектов на Мойке и на Фонтанке, - поясняет Полонский. - Инвестиционные договоры заключить непросто из-за кризиса и сложности самих проектов".
В 2007 году "Рюрик" продал БЦ "Грифон" инвесткомпании E-Star Property AS (Норвегия) за $30 млн. Эксперты оценили стоимость этой сделки как высокую. Однако следующий договор "Рюрика" не оказался столь успешным. В начале 2008 г. компания объявила о продаже половины проекта на Мойке неназванному инвестору из Дубая, но сделка на $203 млн до сих пор не закрыта.
Вице-президент "Адаманта" Алексей Гнесин рассказывает, что холдинг выставил на продажу БЦ "Континент" (частями). "Мы решили попробовать, что из этого получится, - говорит он. - Пока же надеемся на банковские кредиты и осенью планируем третий облигационный заем как минимум на 3 млрд рублей".
Собственники недвижимости в Петербурге любят говорить, что "продается все". Среди них, например, совладелец "Теоремы" Игорь Водопьянов.
Однако цена, за которую инвесторы были готовы купить объекты, до сих пор не устраивала их владельцев. В мае 2008 года, подводя итоги деятельности инвестиционных фондов недвижимости в Петербурге, "Деловой Петербург" констатировал, что высокий спрос остался неудовлетворен. Фонды не смогли потратить объявленные объемы средств из-за отсутствия предложения качественных коммерческих объектов по конкурентоспособной цене. При этом рост цен на офисные здания замедлился. "Деловой Петербург" сделал вывод, что момент продажи недвижимости со сверхвысокой прибылью может быть упущен. Теперь ситуация изменилась.
"Объектов на продажу, причем большей площади, в текущем году гораздо больше, чем в прошлом. Но сделок пока мало, так как они медленно идут. Однако через полгода мы сможем увидеть их результат", - уверен руководитель петербургского филиала Jones Lang LaSalle Андрей Розов.
"Последние два месяца возникает чувство, что все всё продают. Может - кризис, может - желание зафиксировать прибыль. Или просто все надоело, - согласен коммерческий директор холдинга "Империя" Андрей Пушкарский. - Мы идем против рынка и ищем, что бы еще купить".
Сеть бизнес-центоров "Сенатор" (часть "Империи") хотя и привлекла недавно облигационный заем на 1,5 млрд рублей, но по сравнению с другими девелоперами крупных проектов не имеет. Объем пакета новых объектов "Сенатора" - около 100 тыс. м2. Для сравнения: у "Рюрика" - около 250 тыс. м2, у "Теоремы" - 3,4 млн м2. Рентабельность аренды в БЦ "Сенатор", по данным "Ренессанс Капитала", достигает 70% (выручка в 2007 году - $39,6 млн). Этих средств с доходами от спекуляции землей, которую ведет "Империя", хватает на девелоперский бизнес.
Примечательно, что одновременно компания "Макромир" решила продать два участка, предназначенных для строительства торговых центров. -"Прибыль, которую мы получаем в результате продажи, равна дисконтированной денежной прибыли после реализации проекта. Какой смысл строить?" - говорит управляющий партнер "Макромира" Игорь Шабловский.