Noize MC: приезжал с гитарой, читал фристайл

Автор фото: Д. Вышинский/Trend

"Привет, это Нойз. Только говори быстрее, у меня деньги на телефоне заканчиваются", - звезда отечественного хип-хопа уже подписала контракт с Universal, но еще не разбогатела.

Noize MC и его группа редкие гости в Петербурге: когда наезжали с сольными концертами в последний раз – собрали аншлаги. На одном концерте гитару расколошматили, на втором крауд серфинг учинили. Смех и угар: такое ощущение, что на сцене одновременно находятся Eminem, Sex Pistols и Comedy Club.

Хрестоматийная история: был Ваня из Белгорода – стал Noize MC из Москвы. В пятницу тринадцатого в таковом качестве подписал контракт с пресловутой компанией Universal, теперь болтается в каталоге между No Doubt и Notorious B.I.G. Случилось это в апреле прошлого года – спустя год и еще чуть-чуть Noize MC выпустил дебютный альбом "The Greatest Hits Vol. 1": "Материал разнообразный: и чистый хип-хоп, и регги-треки, и рокешник".
Песни Noize MC – это "на вкус и цвет" (в хитах сейчас – "Песня Для Радио" и "За Закрытой Дверью" с сэмплом из Чижа); музыка для тех, кто, с одной стороны, оценил пару лет назад британского хип-хоп-барда Plan B – с другой стороны, врубается в тех же питерских 2H Company. Равнодушных двадцати двухлетний рэппер берет другим: техникой фристайла. Это импровизация: что вижу – то пою, вернее, читаю; с оговоркой – в ритм и рифму, пусть неточную, но быструю. Акынство от хип-хопа. Нойзу в этом нет равных; он - Артюр Рембо и Владимир Маяковский фристайла: "Иногда и в обычной жизни получается случайно. То есть периодически люди обращают внимание: чего-то ты так заговорил, как будто рэп читаешь". На так называемых бэттлах (состязания фристайлеров) Noize MC победил не только конкурентов в равной весовой категории – но и софт-роковую группу ГДР.
Недавно еще и кино-звездой стал. "Восьмой Милей" для Noize MC оказался ремейк советского фильма "Розыгрыш". Это тот самый, в котором 30 лет назад дебютировали режиссер Владимир Меньшов и актер Дмитрий Харатьян. Ремейк сняли на студии Павла Лунгина. Нойз там сыграл роль, которая в 70-е прославила Харатьяна, – старшеклассника Игоря Глушко.
…Деньги на телефоне звезды отечественного хип-хопа, в конце концов, появились; договорились о встрече в одной из пирожковых в центре. В течение получаса Noize MC рассуждал о музыке и кино. Далее – от первого лица.
Песни не понравились
Восьмидесятые – вот это было прикольное время, русский рок, честная движуха. Вся эта культура квартирников, переписывания бобин, магнитальбомы. В принципе, сейчас все то же самое происходит при помощи Интернета. Начиная с девяностых, русский рок – это сомнительная замшелая альтернатива поп-сцене. По-настоящему альтернативная музыка существует давно, эти группы собирают полные залы – всякие Amatory, "Психея" иже с ними. Но должна образоваться в России альтернативная сцена в серьезном понимании. Сейчас единственный персонаж, который является действительно культовым, – это Дельфин. Есть группа "Кирпичи", которая менее успешна, но до сих пор на плаву. Мне нравятся 2H Company, "Кровосток". Нравится Guf. Единственное – у него много серьезных грузовых песен про наркотики.
Я против наркотиков. Но меня задолбали тупорылые призывы музыкантов в духе "наркотики это плохо", "брось их употреблять", "что ты делаешь с собой, ааа". Это дуболомство, оно приелось. Я во многих трэках говорю с такой подачей: да ладно, круто, вот, смотри, что с тобой будет. Это такой циничный черный юмор.
С группой ГДР после битвы я не пересекался. Они на самом деле оказались очень добрые и милые ребята. Я даже потом думал: чего так жестко с ними. Но я просто был настроен на битву, поэтому и летели клочки по закоулочкам. Да, они прикольные, добрые, хорошо играют, как музыканты они профессиональнее нас, но, блин, мне не нравятся их песни, черт возьми.
Не дали сделать панк-кино
Как-то раз мне позвонил с незнакомого номера человек, сказал, что он режиссер и собирается снять фильм о школе. И что ему нужен саундтрек. Я сказал: не вопрос. У нас, оказывалось, общий знакомый есть, гитарист группы "Маша и Медведи". Он-то режиссеру Андрею Кудиненко меня и порекомендовал. Андрей потом сказал, что хочет снять в главной роли музыканта, который исполнил бы свои трэки. Я опешил слегка и спросил: ты что, хочешь мне главную роль в фильме предложить? Он: ну нет, конечно, там всякие кастинги, пробы, но вообще было бы неплохо.
Кастинг был довольно смешной. Я приезжал с гитарой, читал фристайл. И там были трения по поводу того, что я староват. На это я выдавал импровизацию: "Вы снимите в этом фильме в главной роли Мамонова Петра / И тогда точно картина пойдет на ура". Это их и подкупило.
Основные съемки проходили в августе. Снимали в Москве, в двух школах. Плюс уличные съемки. Вот, например, мы в Камергерском переулке играли на улице. То есть собирались сначала снимать это на Арбате – но, к сожалению, был уже конец августа. Все подготовлено к празднованию дня города Москвы, везде висели плакаты "Москве 860"… или сколько ей? То есть было бы палево: у нас же действие весной происходит, последняя четверть одиннадцатого класса.
Мой герой на харатьяновского не очень похож. Харатьян играет такого истерика. Я же получился более обособленный от коллектива класса, чем он. На съемках с Харатьяном я вообще не пересекался (прим.: в ремейке Дмитрий Харатьян играет второстепенную роль – отца Олега Комарова). Но тут мне рассказали забавную вещь. Вся озвучка "Розыгрыша" проводилась на студии Аркадия Укупника. Звукорежиссер фильма Сергей Гусинский однажды и говорит: я тут вчера слышал, как Укупник хвалил Харатьяну твою музыку. Я долго смеялся над набором персонажей.
Саундтрек в "Розыгрыше", в основном, инструментальный. Нельзя сказать, что хип-хоп. Скорее можно сравнить с Mogwai и "Дубовый Гаайъ". Но есть и рэп-трэки, которые мы исполняем как группа. Группа, конечно, ненастоящая – фильмовая. Например, там есть сцена репетиции в школе – "в каморке, что за актовым залом". А вот нашей песни "За Закрытой Дверью" в кино нет. Не взяли, потому что там даже самый приличный куплет – это мясо: про вокалистку Олесю, с которой басист потерял девственность. Круто, конечно, было бы, но панк-кино нам не дали сделать.