В свое время имя компьютерной фирмы AST Computer гремело и в США, и в Европе. Но кризисы, даже ожидаемые, всегда приходят вдруг.
Рынок компьютеров конца 1980-х не блистал ежедневными
инновациями, совсем недавно архитектура X86 стала негласным стандартом,
альтернативные варианты почили в бозе, казалось, работай и работай.
Чем и занималась фирма AST Computer, созданная, как многие
компьютерные компании тех времен, "в гараже силами студиозусов". Основную ставку
она делала на принцип: больше опций по меньшей цене.
Кого-то стабильность расхолаживает, в ком-то будит амбиции,
подчас необоснованные. Ко вторым относились основатели компании - Альберт Вонг,
Сафи Кьюреши и Томас Йен (имена которых и дали аббревиатуру AST).
В 1988 году было решено, что нужен прорыв. Компания
разрабатывает свою операционную систему на базе OS/2 и выпускает семь новых
моделей компьютеров. Это сопровождается массированной рекламной кампанией
стоимостью $ 12 млн.
Читайте также:
Heroes of Might and Magic: игра окончена
Компания становится третьей на рынке США, уступая только IBM
и Compaq. Но это был успех калифа на час. В 1989 году AST настигает удар,
которого не ждали: корпорация IBM выпускает i486-процессор, и все складские
запасы и прошлые наработки AST становятся мусором. Один из новоявленных лидеров
индустрии рапортует об убытках в $ 8 млн за квартал.
Решение, как выйти из кризиса, было неожиданным. Компания
обращает свои взоры на второй после США рынок - Японию. Он во многом был закрыт
для посторонних в силу того, что там развивалась альтернативная компьютерная
архитектура, основным адептом которой являлась корпорация NEC со своим PC 9801.
Чтобы минимизировать риски на новом рынке, AST создает компьютер, который
совместим с обеими платформами -
Dual SX/16.
Для облегчения проникновения на новый рынок компания
заключает соглашения с рядом японских компаний и начинает продвигать свое детище
под именами давно известных и привычных брендов.
Параллельно компания начинает сбыт на рынки развивающихся
стран (в этом списке был и СССР), выручка направляется на стратегические цели -
возврат доли рынка в США. Новая идея, резкие финансовые успехи (продажи в 1991
г. уже приближаются к $1 млрд) не остаются без внимания. Стоимость компании
только за год возрастает на 260%. Уроки 1989 году не прошли бесследно: к выпуску
следующего процессора, Intel 486 SX в 1991 году, компания уже готова, а влияние
ее на рынок возрастает настолько, что снижать цены вынуждены Compaq и IBM. В
1991 году 65% корпораций из списка Fortune500 были клиентами именно AST.
Виктор Тамберг