Игорь Гришин, Президент Федерации Го, продолжает вводить нас в мир Правил Го.
- Переходим к третьему правилу. Камни ставятся по очереди, -
объявил Учитель на нашей очередной сессии. Именно очередность постановок делает
Игру возможной. И именно это делает ее совершенной.
- Я понял, - поспешил заверить его я, - это правило представляется мне
очевидным.
- Очевидным? – улыбнулся он, и заговорщически подмигнул мне, - как и первые
два?
- По первым двум я согласился с тобой, - я был готов обидеться на него, - но
это правило действительно отличается от двух предыдущих. Это очевидное правило.
Естественное. Ну не знаю, какими словами мне его описать.
Читайте также:
Доска из Хиросимы и веер Мастера
- Привести пример, когда оно кажется людям не только неестественным, но и
таким, что его, вообще, хорошо было бы отменить? – спросил он, и его глаза
блестели.
- Приведи, хотя я думаю, что ты затруднишься с таким примером, - ответил
я.
Здесь я хочу упомянуть одну вещь. Пока я не забыл этого сделать. Я называл
Учителя на "ты" или на "вы" в зависимости от контекста и ситуации. Как я понимаю
ни у него, ни у меня не было здесь какого-то комплекса, который заставляет людей
жестко переходить на одно из этих двух обращений. Я много общался с людьми
разных возрастов и поэтому мог неожиданно назвать, например, ребенка по имени
отчеству. Иногда, это давало впечатляющие результаты в разговоре. Ты и вы – это
разные субличности. У некоторых людей они оказываются расставленными на
значительном расстоянии одно от другого.
- Оценивай, - он торжествующе улыбнулся, - как тебе мысль о том, что люди
смертны?
- Ты думаешь это новость? – спросил я его.
- Хорошо, пусть это не новость. Новость - в другом. Мы говорили с тобой об
очередности постановок, ты не забыл еще тему разговора?
- Правило игры? – мое лицо вытянулось, - поставили-сняли, родился-умираешь?
Ты про это?
- Именно про это, - он казался чрезвычайно доволен собой, - и заметь, люди не
понимают не только этого правила, но и то, что это правило. Они бы отменили его.
Отменили, если бы могли отменить. Как тебе мысль о возможности отменить одно из
правил?
- Правило отменить можно, - я чувствовал, что снова попадаюсь на его удочку,
- для этого люди …э…участники игры должны просто договориться друг с другом.
Правило – это договор.
- Ни одно правило из свода не может быть отменено, -
отчеканил Учитель голосом вселенского судьи, - ни одно, ибо отмена одного
правила отменяет их все, делая Игру невозможной.
Какое-то время я молча записывал наш разговор в свою записную книжку. Этот
интервал помог мне выйти из одного состояния восприятия и перейти в другое.
- Скажите, - спросил я, мы сегодня остановимся на этом правиле?
- А как бы хотелось тебе? – спросил Учитель.
- Мне? – переспросил я немного удивленно, так как не ожидал с его стороны
готовности продолжать. Мне … если брать в расчёт меня, то было интересно узнать,
о чём говорят следующие правила. Их содержание не является секретом?
- Четвертое правило сообщает нам о запрещенных постановках.
Есть перекрестки, говорит оно, на которые ставить камень запрещено. Это
перекрестки, где изначально нет ни одного свободного дыхания. Это правило
помогает нам различать перекрестки и клетки, - изрёк Учитель.
Он подождал, пока полностью запишу это правило. И, когда я остановился и
выжидающе посмотрел на него, продиктовал мне следующее правило. Это правило было
о съёме с доски.
Вот оно. Оно записано у меня так, как его услышал в тот вечер.
"Пятое правило о том, как камни снимаются с доски. Здесь, в
пятом правиле, мы впервые встречаемся с таким понятием как ход. Ход, согласно
пятому правилу, состоит из постановки камня своего цвета и снятия камня другого
цвета. Камень, у которого закончились свободные дыхания, снимается с
игрового поля. С доски".
- А зачем разделять ход и постановку? – спросил я, - это не то же самое?
Зачем так усложнять?
Отрывок из книги "Шангриго". Продолжение следует…